09 липня 2018

Роль и важность упаковки в логистике: опыт компании Golden Tile

Роль и важность упаковки в логистике: опыт компании Golden Tile

5544

Поговорить об упаковке продукции предложил на Конференции XIX Всеукраинский День Логиста Александр Коркунда, директор по планированию продаж, производства и логистике готовой продукции, ООО «Голден Тайл». Компания «Голден Тайл» — это лидер отечественного рынка керамической плитки. Упаковка - одновременно банальная и многогранная тема, считает Александр. На первый взгляд, упаковка предназначена для защиты товара, однако необходимо понимать, что главная цель для производителя товара — это радость его потребителя, и способ продать дополнительно товар. Поэтому логистика, предъявляя требования к упаковке, должна обязательно учитывать маркетиноговые цели и подстраиваться под них.

— Упаковка — одновременно банальная и многогранная тема. На первый взгляд основной целью упаковки является защита товара, только надо понимать, что главная цель товара для его производителя — это радость потребителя, и, соответственно, возможность продать еще товар. Отсюда бутылки по 900 мл, как способ выдержать ценовую категорию, головки сыра по 800 гр., как способ продать товара немного больше. То есть дозирование, и минимальное количество товара теперь являются такими, чтобы товар лучше продавался. И, соответственно, все остальные функции упаковки обычно направлены на предприятии на это.

Поэтому, логистика, предъявляя свои требования к упаковке, обязательно учитывает маркетинговые цели и подстраивается под них. Так, например, мы — продавцы плитки заинтересованы в том, чтобы в коробке помещалось как можно больше плиток. И здесь нас ограничивает только законодательство в основном разных стран, в Украине и в Европе — это 25 кг. Конечно, не каждая упаковка имеет массу в 25 кг, но это тот максимум, который мы можем себе позволить.

Конечно, из минимальной упаковки, в которой идет товар, будет происходить и транспортная упаковка, как производная. От того, как товар доезжает, зависит, каким мы его увидим на прилавке. Важно, откуда товар приезжает, как мы его погрузим в вагон, в машину, в контейнер. Ну и какие затраты мы несем на транспортировку единицы товара. Таким образом, формируя требования от логистов к упаковке, мы проходим следующий этап:

− Совместно с маркетингом и технологами – от упаковки единицы товара к транспортной упаковке.

− Совместно с продавцами – требования к транспортной упаковке от отдельных покупателей.

− Совместно с инженерами по транспорту – как минимизировать затраты на доставку, максимально заполняя транспортное средство.

− Совместно со складом – как загрузить плитку, минимизируя бой в пути. 

Чтобы увязать эти этапы, нужна системная и регулярная работа, как по уже производимой продукции, так и по каждому новому продукту. При этом каждый раз мы должны проходить по этой цепочке в обе стороны. Например, дорогие декорирующие элементы, которые узкие, длинные, красивые, при этом, хрупкие, и их бой приводит всегда к очень высокому эмоциональному накалу, потому что одна штука стоит 100 грн., по сравнению с плиткой, которая стоит 5 грн. за штуку, понятно, что боем декора в дороге все всегда очень недовольны.

Маркетологи разработали новую первоклассную коробку, которая называлась Lavanda Line, там товар прекрасно помещался, было все прекрасно упаковано, была замечательная полиграфия. Отдельно для фризов такая же коробка, для каждого фриза свое место, поэтому она доезжала великолепно, ничего не билось. Бой товара прекратился, жалоб от покупателей не поступало никаких. Жаловались, правда, наши склады на то, что объем товара существенно увеличился, жаловался производитель, потому что на такие хрупкие коробки сверху нет возможности что-то ставить в вагонах, в связи с чем, немного уменьшилась загрузка вагонов. Но это все казалось не важным, потому что маркетологи были счастливы тем, как они элегантно смогли решить вопрос.

Когда через несколько лет случился сбой с поставкой таких коробок, и мы стали проводить консультации с крупными покупателями, готовы ли они вернуться к обычной рядовой коробке хотя бы на какое-то время, выяснилось, что они с радостью это сделают, потому что они все минимизируют место на складах, в торговых залах. Поэтому наши красивые коробки часто заменялись и перекладывались фрезы и декоры, чтобы было под рукой. И далеко не всегда доходила до конечного потребителя эта красивая коробка. При этом, она стоила в 11 раз больше, чем обычная коробка. Разумеется, что после этого мы от нее отказались.

Это тот случай, когда к транспортировке мы относились однобоко, руководствовались только страхом боя. Обычно же мы проектируем для нового продукта и упаковку комплексно, понимая, как будет происходить укладка плитки в коробки на линиях, с учетом скорости работы линии, с учетом того, кто пакует, робот или человек. Минимизируя, разумеется, человеческое участие. Предварительно рассчитывая, как затем эти коробки будут становиться на стандартные европаллеты, — максимально плотно компактно, без какого-либо трения, для того, чтобы опять же минимизировать порчу плитки. Затем, как эти паллеты будут становиться в контейнеры, в вагоны.

Часто требования к транспортной упаковке у нас могут разниться от покупателя к покупателю. Например, в крупных европейских сетевых магазинах есть ограничения по весу брутто одной паллеты в 1,1 тонны. Поэтому, у нас даже однажды был случай в практике, когда мы приняли решение об изменении укладки коробок на паллету и, соответственно, уменьшении количество плиток, перевозимых на одной паллете для целого класса плиток. Один из дизайнов, который мы внедрили к сетевому покупателю, только для того, чтобы уменьшать расходы на переупаковку, то есть для того, чтобы не перекладывать это непосредственно на складах. В целом же, упаковка под клиента пока является для нас узким местом.

Великобритания для нас приоритетный рынок, мы стремимся расширять свое присутствие там, но доставка туда происходит очень долго и дорого. Поэтому, получив заказ, и зная о том, что плитка будет на выпуске, мы стремимся максимально заполнить контейнеры, и моделируем заполнение контейнера еще до того, как плитка будет упакована. Соответственно, робот сразу пакует плитку в нужном количестве плиток, коробок на рядах, три ряда стандартных, или два, или один, для того, чтобы контейнер был забит под завязку по высоте и по грузоподъемности. При этом боя плитки, соответственно, минимум. Затраты на доставку тоже минимальные и все довольны. Гораздо сложнее, когда такой заказ поступает на уже имеющуюся в наличие плитку, и завод, скрепя сердце, разрывает крепкую термоусадочную пленку, крепежную ленту и вручную перекладывает в коробки, и снова все утягивает.

Однако самой главной проблемой стыковки упаковки и логистики для нас является бой плитки. В норме списание боя плитки при транспортировке вагонами, согласно инструкции П6-П7, составляет 1,8%. Цифра вроде бы небольшая, особенно, когда речь идет о многотысячных поставках, на один вагон приходится по норме всего лишь 80 кв.м. Но даже 1 кв.м. — это всегда неприятно. И каждому покупателю не нравится терять 80 кв.м. за свой счет. Поэтому идет постоянная работа по усовершенствованию упаковки.

Изначально мы пробовали ставить на паллеты плитку под дерево длиной 1200 см. и шириной 20 см., в итоге плитка складывалась неровными рядами и, как минимум, теряла товарный вид на паллете, хотя и не билась, но, даже доехав до Европы, покупатели оставались не совсем довольными. Мы пересмотрели, уменьшили количество рядов на паллете и стали оббивать крепкими деревянными ящиками. Такая упаковка теперь доезжает куда угодно. Но все так паковать невозможно, потому что это слишком дорого. Бывает, что иногда товар приезжает в таком виде, что не только плитка, но и сами вагоны поломаны, настолько мощно их спускают с горок и настолько инертна сама плитка. Поэтому у нас постоянно происходит пересмотр правил упаковки для транспортировки.

Также существенным камнем преткновения между логистикой и упаковкой являются для нас связи, связь упаковки и учетной системы. Имеет значение, где вещь существует в учете или физически. На самом деле, если ее не существует в учете, то физически на складе, она в скором времени тоже не будет существовать. Мы с этим постоянно сталкиваемся в связи с тем, что у завода-производителя несколько устаревшая система учета. Сейчас, например, экспортируя плитку в 24 страны, мы обязаны наносить на языке страны-импортера всю информацию о продукте. Увы, заводская система не предусматривает, чтобы одному артикулу было присвоено несколько возможных позиций. На самом деле, требования бывают не только к наклейкам на каком-то определенном языке, а, например, у каких-то клиентов требование — поддоны EPAL, у других — отдельное количество плиток на поддоне. И в итоге происходит так, что плитка, упакованная для какого-то важного и нужного клиента, уезжает на самый обычный склад по той причине, что кладовщику не были сделаны специальные особые указания, или он их пропустил.

Читайте также: Инновации в ритейле 2018

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

ВИДЕО

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Персонал >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*