03 жовтня 2013

Украинские ритейлеры делают ставку на количество ТТ и оптимизацию затрат

Украинские ритейлеры делают ставку на количество ТТ и оптимизацию затрат

2581

Объем рынка розничной торговли продовольственными товарами в прошлом году вырос на 21% и составил 127 млрд. грн. По данным компании GT Partners Ukraine, тенденции в FMCG-ритейле не изменились — рынок характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. В Украине более 100 крупных и мелких продовольственных сетей, а несколько небольших покупок региональных игроков на общую картину не повлияли.

В сегменте бытовой техники и электроники, наоборот, конкуренция обострилпась. Так, «Технополис» в январе 2013 года приобрел сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо», увеличив количество магазинов до 165 и заняв по этому показателю второе место на рынке, а в апреле сеть по продаже мобильных телефонов «Алло» поглотила своего конкурента — «Мобилочку». Объединенная компания теперь насчитывает более 900 точек продаж и контролирует 50% рынка. Для сравнения: ближайший конкурент — ringoo — управляет всего 312 торговыми точками.

Но все форматы объединяет одно — стремление завоевать большую долю рынка, открыть больше магазинов и при этом сократить издержки.

Сети формата дрогери в прошлом году продолжали наращивать количество магазинов. Четверка крупнейших игроков — Watsons, «Космо», EVA и proStor — и дальше пытаются отвоевывать доли рынка не только у прямых конкурентов, но и у супермаркетов и мелких магазинов.

Но все форматы объединяет одно — стремление завоевать большую долю рынка, открыть больше магазинов и при этом сократить издержки. Усложняет ситуацию лишь то, что отрасль очень зависит от экономической ситуации в стране и покупательной способности населения. Поэтому прогнозировать, чем закончится 2013 год и какими будут показатели в 2014-м, не берется никто. «Одно можно предсказывать точно — рост отрасли будет возможным только за счет внутренних ресурсов каждого игрока. Привлеченных инвестиций ждать не стоит», — говорит Дмитрий КАШИРИН, коммерческий директор компании «Фудмаркет» (сеть «Велика Кишеня»).

 

 

В прошлом году большинство продовольственных сетей осваивали новые форматы и города. Так, «Ритейл Групп» (сети «Велика Кишеня», «Велмарт») начала открывать «магазины у дома» — ВК «Експрес». На конец июля компания с новым форматом вышла за пределы Киева: кроме шести магазинов в столице, появился первый ВК «Експрес» в Умани. Прошлый год стал для ритейлера знаковым. За это время он успел открыть три новых супермаркета «Велика Кишеня» и четыре гипермаркета «Велмарт». При этом 2012-й компания завершила с чистой прибылью 159,8 млн. грн., увеличив при этом чистый доход на 7,92% — до 326,6 млн. грн.

Крупнейший игрок украинского пищевого ритейла — Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора», Fozzy) — в прошлом году нарастил оборот своих магазинов на 25% — до 26,3 млрд. грн. При этом 10% продаж обеспечили собственные торговые марки (СТМ). В Fozzy Group сделали ставку на нестандартные СТМ, запустив, к примеру, собственную линейку импортных вин — Premiya Wine Club (PWC). Сейчас компания выпускает более 2 тыс. товаров под десятью торговыми марками — это на 43% больше, чем в 2011 году. При этом, как и остальные игроки, Fozzy Group увеличивала торговую площадь. За полгода 2012-го — на 14%.

Самым агрессивным FMCG ритейлером осталась сеть «АТБ-маркет». В прошлом году компания собиралась открыть около 120 магазинов, но план удалось перевыполнить еще в ноябре. Темпы развития «АТБ» не стала снижать, а потому на начало января сеть насчитывала уже 686 торговых точек и за первое полугодие 2013-го открыла еще 64 магазина. Но, несмотря на значительные затраты на расширение, прошлый год компания закончила с товарооборотом в 26 млрд. грн., что на 44% больше, чем в 2011-м.

Как и лидеры рынка, небольшая сеть «Эко-маркет» (95 магазинов) придерживается основных трендов сегмента: расширение сети и увеличение количества СТМ. Так, за прошлый год ритейлер открыл 20 новых торговых точек, а долю СТМ к концу 2013-го планирует нарастить с 2,9% до 4%. Фактически, все продуктовые сети в Украине, включая международные, в 2013-м развиваются по одному сценарию. «Каждый игрок все так же занят вопросами количественной экспансии в меру финансовых возможностей», — объясняет Дмитрий Каширин. И в следующем году кардинальных изменений никто не ждет.

 

Конкурентное преимущество

Как и продуктовые ритейлеры, игроки формата дрогери сделали ставку на расширение сети. Так, розничная сеть Watsons завершила первое полугодие с 295 торговыми объектами, открыв только в июле шесть новых магазинов. Материнская компания сети — A.S. Watson Group — не раскрывает финансовых показателей работы в Украине, но до 2016 года планирует инвестировать в развитие Watsons 300 млн. грн.

Такие возможности есть только у Watsons — остальные четыре игрока принадлежат украинским компаниям, поэтому вынуждены развиваться только на собственные или заемные средства. Впрочем, это не мешает им идти по пути компании с иностранным капиталом. Так, сеть рroStor — игрок №4 на рынке дрогери — только за первое полугодие 2013-го открыла 18 новых магазинов, и останавливаться на достигнутом не собирается. «Мы не прогнозируем появления на рынке новых игроков, но понимаем, что существующие прямые конкуренты будут наращивать темпы по росту количества новых магазинов», — объясняет Денис ГЕРМАН, генеральный директор компании «Стиль Д» (сеть рroStor).

Чтобы обойти конкурентов, рroStor еще прошлой осенью открыла свой интернет-магазин — первой среди игроков рынка. О результатах онлайн-торговли в компании пока не говорят, но в этом году «Стиль Д» уже нарастила чистую выручку на 8%. В компании верят в правильность выбранной стратегии. «Товарооборот у proStor увеличился на 5%, а у наших конкурентов (согласно данным АС Nielsen) — только на 3%», — говорит Герман. По его словам, лучше показатель сети и по среднему чеку — у proStor он вырос на 7%, хотя в среднем по рынку — на 4%.

 

Прогноз 2014 года напрямую зависит от экономической ситуации в странеи результатов факта рынка по 2013 году

Бороться с конкурентами приходится и сетям бытовой техники и электроники. В прошлом году у Comfy на 5% снизилась выручка, главной причиной чего в компании называют не только рост рынка электронной коммерции, но агрессивное поведение сети «Эльдорадо», которая активно увеличивала долю перед продажей. «Эти два фактора привели к тому, что рынок было очень тяжело удержать, оставаясь прибыльными», — говорит Геннадий ВЕРБИЛЕНКО, генеральный директор Comfy.

2012 год для компании стал годом подготовки к мультиканальным продажам, которые, надеются в Comfy, станут стратегическим конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе. Сейчас в интернет-магазине продаются около 2-5% товаров, но ритейлер планирует значительно укрепить свои позиции в конкурирующем канале продаж. В следующем году, по прогнозам Вербиленко, рынок в денежном выражении вырастет на 10%. «Прежде всего за счет роста категории планшетов и смартфонов, которые дадут 80% прироста», — считает гендиректор Comfy.

Но все ритейлеры, вне зависимости от сегмента, в котором они работают, сходятся в одном мнении: предсказать, что будет с отраслью в следующем году, очень сложно. Прогноз 2014 года напрямую зависит от экономической ситуации в стране и результатов факта рынка по 2013 году.

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

По материалам: "Инвестгазета"

Раздел: Нерухомість >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*