06 квітня 2009
«Ритейл-рынку: Всеобщая мобилизация!», - Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости Colliers International

Еще полгода назад, по словам г-жи Кравец, можно было слышать амбициозные заявления от ритейлеров об открытии 100 магазинов за 6 месяцев, а от девелоперов — о строительстве объектов на 800 тыс. кв. м за полтора года. Сегодня таких заявлений нет, высказывания обеих сторон стали более сдержанными. Да и «бизнес стал похож на бизнес, а не на бешеную гонку с препятствиями».
Переизбыток информации о грядущем дефолте, отсутствии перспектив и паника на рынке до сих пор не способствовали трезвой оценке ситуации на рынке торговой недвижимости. Как отразились изменения экономической ситуации на игроках ритейл-рынка? Кто виноват в том, что девелопмент торговой недвижимости перестал быть лакомым кусочком?
Снижение доходов потребителей с ухудшением экономической ситуации привело к падению товарооборота ритейлеров. Как следствие, коррекция арендных ставок в сторону снижения спровоцировала ухудшение доходности девелоперов.
Ситуация на рынке ритейла
Обращаясь к экономическим показателям потребления населения, Наталья Кравец отметила, что наиболее «восприимчивыми к цене» в кризисный период оказались промышленные регионы Украины – центр и восток. Чуть менее – запад. Об этом свидетельствует изменение Индекса потребительского настроения (ИПН). Так, с середины 2008 года ИПН в центральных регионах Украины снизился с отметки 106 до 62,4; в восточных – с 91,4 до 59,2.
Изменение товарооборота операторов розничной торговли казалось бы наиболее благоприятно отразилось на деятельности ритейлеров, работающих в формате «гипермаркет» (таблица).
Изменение товарооборота операторов розничной торговли*
* Доклад Натальи Кравец, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, 2 апреля 2009 г.
(Однако, если учесть девальвацию национальной валюты, то ситуация в сегменте продуктовой розницы выглядит менее оптимистично – Ред.). Наилучшая же ситуация, по словам Натальи Кравец, сложилась для кинотеатров.
В целом, «везунчиками» (или наиболее востребованными товарами и услугами) в период экономической нестабильности стали:
Оператор | IV квартал 2007 года | IV квартал 2007 года, % | |
|
| $ | Грн. |
Гипермаркет
| 100 % | 0 | + 31,5 % |
Fashion-оператор
| 100 % | - 21 % | - 2 % |
Электроника
| 100 % | - 19 % | - 37 % |
Кинотеатр
| 100 % | н/д | + 10 % |
Боулинг
| 100 % | - 2,7 % | - 23 % |
- товары продовольственной группы;
- рестораны быстрого питания;
- сфера развлечений;
- товары с ценовой политикой «средний минус»;
- продукция локального производства.
- смещение вектора рынка от арендодателя к арендатору;
- замораживание проектов с кредитными ресурсами;
- пересмотр и переформатирование больших «амбициозных» проектов и МФК;
- Также с начала 2009 года отмечена тенденция к повышению уровня вакантности площадей, в первую очередь в регионах (в некоторых случаях может составить до 30 %). В Киеве уровень вакантности торговых площадей, по словам Натальи Кравец, до конца года составит не более 5 %.
- Снижение активности арендаторов по развитию сетей. По словам г-жи Кравец, те крупные международные ритейлеры, которые серьезно планировали войти на украинский рынок до 2010 года, отложили свои планы до улучшения имиджа нашей страны на мировой арене.
- фиксация ставок в гривне или ограничение курса валют на определенный срок;
- частичная готовность привязывать арендную плату к % от оборота;
- краткосрочные договора аренды (1-3 месяца), долгосрочные договора с возможностью пересматривать арендную ставку каждые 3-6 месяцев;
- страховой депозит (1-2 месяца);
- компенсация арендодателем неотделим улучшений арендатору, предоставление беспроцентных кредитов арендаторам для компенсации неотделимых улучшений.
Раздел: Нерухомість >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар