11 серпня 2014

ОБЗОР: Аптечный рынок Украины в I полугодии 2014г.

ОБЗОР: Аптечный рынок Украины в I полугодии 2014г.

1956

В I полугодии 2014 г. совокупный объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 19,9 млрд. грн. за 940,9 млн. упаковок. Причем, если в денежном выражении рынок демонстрирует прирост в размере 15,8%, в натуральном — количество проданных упаковок сократилось на 4,4%.

 

 «АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

В I полугодии 2014 г. суммарный объем продаж товаров всех категорий «аптечной корзины» составил 19,9 млрд. грн., продемонстрировав прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в размере 15,8%. В натуральном выражении аптечный рынок достиг показателя 940,9 млн. упаковок, при этом по сравнения с I полугодием 2013г. объем продаж товаров «аптечной корзины» снизился на 4,4%. В долларовом эквиваленте совокупный объем аптечных продаж составил почти 2 млрд. дол. США (по курсу Reuters), убыль данного показателя в анализируемый период составила -7,6%.

В целом динамика объема продаж лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН*) в денежном выражении как категорий, формирующих львиную долю «аптечной корзины», близка к общерыночной и составляет 15,6% и 15,9% соответственно. При этом в натуральном выражении для обеих категорий товаров характерна отрицательная динамика (лекарственные средства — -5,3%, ИМН — -3,6%). Единственной категорией «аптечной корзины», для которой отмечается положительная динамика объемов продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении, являются диетические добавки — 27,8% и 11,2% соответственно.

По итогам I полугодия 2014г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 21,2 грн., увеличившись на 21,1% по сравнению с I полугодием 2013г. Лекарственные средства продолжают оставаться самой дорогостоящей категорией «аптечной корзины» со средневзвешенной стоимостью 1 упаковки 28,6 грн. и приростом данного показателя на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Далее в порядке убывания анализируемого показателя расположились косметика — 27,8 грн. за упаковку, диетические добавки — 26,6 грн. и ИМН — 5,2 грн.

В структуре аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалируют таковые зарубежного производства. В натуральном выражении почти во всех категориях по количеству проданных упаковок лидируют отечественные (исключение составляют ИМН). В анализируемый период отмечено увеличение доли отечественных лекарственных средств в общем объеме продаж каждой категории в натуральном выражении (кроме диетических добавок). Это можно отчасти объяснить тем, что девальвация национальной валюты в большей степени сказалась на импортируемых товарах, и потребитель был вынужден предпочесть более дешевые отечественные их зарубежным аналогам.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В I полугодии текущего года суммарный объем продаж лекарственных средств в денежном выражении составил 17 млрд. грн. за 593 млн. упаковок. При этом в денежном выражении продажи увеличились на 15,6%, а в натуральном, наоборот, снизились на 5,3% по сравнению с I полугодием 2013г. В долларовом эквиваленте объем продаж достиг показателя 1,7 млрд. долл., что на 7,8% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

В разрезе помесячной динамики объема продаж в натуральном выражении после незначительного положительного всплеска продаж в феврале отмечено резкое уменьшение количества реализованных упаковок, которое с мая–июня текущего года характеризуется уже двухзначными темпами убыли. При этом в денежном выражении за счет значительной инфляционной составляющей рост рынка продолжается.

Многие рынки ощущают влияние инфляции в текущем году и фармацевтический — не исключение. Несложно догадаться, что важную роль в приросте объема продаж лекарственных средств в денежном выражении в текущем году играла именно инфляционная составляющая. Так, в начале года инфляционный индекс был равен 7, но более остро отрасль и потребитель начали ощущать на себе последствия этого процесса к концу полугодия, когда индекс составил 39. Постепенно размер индекса инфляции близится к уровню 2009г., когда Украина переживала финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008г. Наметившаяся еще в начале полугодия тенденция к снижению потребления лекарственных средств в натуральном выражении продолжила прогрессировать. Об этом свидетельствует отрицательное значение индекса замещения, что привело к отрицательному значению индекса эластичности спроса. Итак, ключевые индексы (инфляционный и замещения), прогрессирующие в течение I полугодия текущего года, в ближайшее время продолжат свой рост, оказывая существенное влияние на развитие фармрынка.

По итогам I полугодия 2014г. темпы прироста объема продаж безрецептурного и рецептурного сегментов в денежном выражении близки к общерыночным и составляют 14,9% и 16,2% соответственно. В натуральном выражении соразмерное снижение продаж наблюдается в обоих сегментах.

В анализируемый период препараты украинского производства продемонстрировали опережающую динамику темпов прироста аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по сравнению с зарубежными, а именно 21,1% и 12,8% соответственно. В натуральном выражении спад объема продаж отечественных препаратов почти не отмечался (-0,1%), в то время как для импортных снижение данного показателя составило 15,4%.

В анализируемый период, как для зарубежных, так и для отечественных препаратов отмечены двухзначные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки. Так, для импортных лекарственных средств этот показатель составил 33,4%, при этом средневзвешенная стоимость 1 упаковки остановилась на отметке 60,9 грн., а для отечественных — 21,2% при стоимости 14,5 грн. за упаковку.

В I полугодии 2014 г. препараты украинского и зарубежного производства продемонстрировали довольно разрозненную динамику продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении. Важную роль в этом сыграла инфляционная составляющая, которая по итогам II кв. текущего года для отечественных лекарственных средств составила 23, а для зарубежных — 39. Столь весомая инфляция связанна с девальвацией национальной валюты и вступлением в силу нормы относительно обложения лекарственных средств НДС в размере 7%.

В целом по итогам I полугодия 2014 г. средний индекс цен на препараты по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 20%. При этом сокращение объема продаж в натуральном выражении в анализируемый период составляет 5,3%. Анализ изменения цен и объема продаж в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства свидетельствует о том, что уменьшение объема продаж в натуральном выражении напрямую зависит от повышения цены. Стоит отметить, что средний индекс цен рассчитывался для корзины препаратов, которые реализовывались в I полугодии 2013–2014гг.

В I полугодии 2014 г. наблюдается спад объемов продаж препаратов всех ценовых ниш, причем более высокие темпы убыли отмечены для лекарственных средств низкостоимостной ниши. Что касается долевого распределения различных ценовых ниш в общем объеме продаж, то здесь наряду со снижением долей низко- и среднестоимостных препаратов происходит увеличение удельного веса таковых высокостоимостной ниши как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 13). Отчасти это может быть связанно с повышением стоимости препаратов в силу девальвации национальной валюты и введения НДС и переходом их из одной ценовой ниши в другую.

В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении продолжает лидировать компания «Фармак», а вслед за ней на 2-м месте закрепилась «Berlin-Chemie/Menarini Group». В анализируемый период на 3-е место вышла фармацевтическая фирма «Дарница».

 

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Суммарный объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I полугодии 2014г. составил 13,5 млрд. грн. в ценах входа в аптечные сети, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 15,3%. В натуральном выражении объем поставок дистрибуторов составил 581 млн. упаковок, что на 4,6% меньше, чем в I полугодии 2013г.

По итогам I полугодия текущего года топ-3 дистрибуторов формируют «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента, ЛТД». Компания «Альба Украина» в анализируемый период находится на 5-м месте, однако следует отметить, что на данный момент компания прекратила свою операционную деятельность. В связи с тем, что такой крупный игрок ушел с рынка, возможно повышение логистической нагрузки на остальных операторов. Вероятно, еще одним вынужденным аспектом работы дистрибуторов в период девальвации гривны является пересмотр политики кредитования розничного сегмента — кредиты стали более краткосрочными и даются в меньшем объеме. Это вынуждает аптечные предприятия делать заказы чаще и в меньших объемах, что еще больше повышает логистическую нагрузку на дистрибуторов. Как следствие производители, диверсифицируя свои риски узкого горлышка распределения, наращивают сотрудничество с дистрибуторами, такими как «Фармпланета», «Фито-Лек», «Медцентр М.Т.К.», «Фармако», «Аметрин» и др., суммарная доля которых в июне 2014г. практически удвоилась по сравнению с прошлым годом.

 

ИТОГИ

Рынок лекарственных средств в анализируемый период достиг объема продаж в размере 17 млрд. грн., продемонстрировав прирост 15,6%. В натуральном выражении объем продаж составил 593 млн упаковок, что на 5,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наиболее существенное влияние на развитие рынка оказали девальвация гривны и введение 7% ставки НДС, которые неминуемо привели к росту цен на лекарственные средства.

Импорт за валюту наиболее чувствителен к колебаниям курса гривны. Компании, осуществляющие импорт за гривну, и отечественные производители имеют возможность некоторое время сглаживать курсовые колебания. Логистические возможности всех операторов оптового рынка оказались востребованными для обеспечения физической доступности лекарственных средств.

 

По материалам: www.apteka.ua

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Раздел: Рекомендації >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*