01 березня 2016

Где продавать украинским производителям FMCG?

Где продавать украинским производителям FMCG?

3121

В 2015 году объем внешней торговли упал, но за счет еще большего падения импорта ее положительное сальдо составило $632,5 млн. По данным Госстата, экспорт товаров в прошлом году составил $38,1 млрд., импорт – $37,5 млрд. Сокращение украинского экспорта и импорта составило 29,3% (на $15,8 млрд.) и 31,1% (на $16,9 млрд.) соответственно.


Среди стран-партнеров больше всего товаров экспортировалось в РФ - 12,7%, Турцию - 7,3%, Китай - 6,3%, Египет - 5,5%, Италию - 5,2%, Польшу - 5,2%, Индию - 3,8% и Германию - 3,5%.


Основу товарной структуры украинского экспорта составляли недрагоценные металлы и изделия из них - 24,8%, продукты растительного происхождения - 20,9%, механические и электрические машины - 10,3%, жиры и масла животного или растительного происхождения - 8,7%, минеральные продукты - 8,1%, готовые пищевые продукты - 6,5% и продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности - 5,6%. Как видим, структура экспорта оставляет товарам FMCG не более 10% в общем его объеме.

 

Рынки сбыта

 

Рассчитывать на традиционный рынок России в текущих условиях конфронтации по всем направлениям с нашим северо-восточным соседом не приходиться. Украина и Россия ввели взаимный запрет на импорт целого перечня продукции и товаров, среди которых такие: мясопродукция¸ различные морепродукты¸ молокопродукты, кофе и чай¸ кондитерские изделия, детское питание, алкоголь и сигареты¸ бытовая химия и т.д.


По оценкам Кабмина, российский запрет на импорт украинской сельхозпродукции и продуктов питания приведет к снижению экспорта примерно на $140-205 млн. Как следствие, по данным Минагрополитики, доля России в географической структуре экспорта продовольствия снижается: в I полугодии прошлого года она составила 2%, хотя за аналогичный период 2014-го этот показатель был на уровне 8%.


Торговые ограничения привели к тому, что экспорт украинских товаров в Россию за январь-сентябрь 2015 года упал в 2,3 раза, до $3,61 млрд., тогда как импорт снизился еще больше – в 1,9 раза, до $5,47 млрд. При этом рассчитывать, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в лучшую сторону не приходиться.


В условиях падения объема внешней торговли украинскому бизнесу не остается ничего другого как искать новые рынки сбыта для своих товаров. Но и тут много возникают «но». Отечественные производители рассчитывали, что договор об Ассоциации с ЕС (экономическая часть которого начала действовать 1 января 2016 г) откроет им большой и платежеспособный рынок Европы. От либерализации торговли с ЕС выиграют, прежде всего, АПК и пищепром.


В настоящий момент показатели торговли на европейском направлении не дают повода для оптимизма. По данным Госстата, в 2015 году экспорт товаров в ЕС составил $13 млрд. или 34,1% от общего объема экспорта и уменьшился по сравнению с 2014-м на 23,4%. При этом установленный ЕС объем квот на поставки товаров из Украины очень незначителен и зачастую они используются всего за 3-4 месяца. Кроме того, часть европейских производителей вынуждены были снизить цены из-за отказа России покупать их продукцию, вследствие чего возникло перепроизводство и «уронило» цены. «Если говорить о рынке ЕС, то главная проблема – это бренд. Для того чтобы украинскую продукцию можно было реально продавать в ЕС в европейских магазинах, а не в «русских магазинах», то нужно раскрутить бренд, который будет узнаваем жителями ЕС. Это стоит очень дорого и самое главное, что европейские компании FMCG просто не пустят украинские товары в ЕС используя бюрократические игры и разного рода махинации с сертификатами. У них большой в этом опыт и обыграть их на их же поле нереально. В будущем, возможно, что украинские компании смогут делать товары для ЕС под их брендами и по их же стандартам, что предполагает использование давальческих схем. Вот это реально и перспективно. Но это подходит только для мелкого и среднего бизнеса, так как рентабельность этого бизнеса очень низкая», – отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

 

«Сейчас в мире нет проблем с FMCG. Африке и бедным странам Азии или Латинской Америки неинтересны (как рынок сбыта), там просто не платят за товар. В мире есть спрос на сырье, а не на сами товары. Поэтому можно потратить время и усилия и попытаться выйти на рынке ЕС с украинскими товарами, но результат скорее все будет печальный. Объемы продаж будут небольшие, рентабельность низкая, а проблем с европейской бюрократией (соблюдение стандартов, сертификация и т.д.) будет больше, чем с любой украинской. Так что Украина может и должна делать ставку на продажу в ЕС и другие страны сырья, в виде зерна или продуктов неглубокой переработки в виде подсолнечного масла и мяса птицы, вот это реальное направление развития бизнеса. А пытаться завоевать рынок ЕС, продавая свою продукцию в «русских магазинах» в Германии – это скорее «баловство», а не серьезный бизнес», – добавляет Александр Охрименко.


Другим ограничением для экспорта non-food группы также является снижение цен на продовольствие. Так, индекс продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) показал свой 7-летний минимум - в январе он сократился на 1,9% (до 150,4 пунктов) по сравнению декабрем-2015. Составные части индекса соответственно также показали снижение: на сахар на 4,1% , на молочные продукты на 3%, на мясо на 1,1%. Хотя в этой части украинским производителям проще – себестоимость их продукции априори ниже, чем, например, у европейских компаний.

 

Куда продавать?

 

Несмотря ни на что, есть и позитивные примеры выхода на относительно новые рынки: Европа допускает на свой рынок все больше украинских производителей куриного мяса, 6 отечественных предприятий получили «добро» на экспорт в Китай молока и молочной продукции, но это все частные примеры, которые нельзя назвать приемлемым результатом активизации торговли с ЕС.


В целом, украинские производители FMCG должны искать свои перспективы на рынках стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Кувейт), Азии (Китай, Тайланд) и несмотря ни на что – Африки.


Выход на новые рынки априори не будет «легкой прогулкой». «Что касается стран Азии, то тут проблемы больше связаны с местными традициями. Бессмысленно создавать в Украине завод по производству нуги для ее поставки в Турцию, если такой завод можно создать в Турции. Так что делать Украине и ее товарам там просто нечего. Тоже же самое касается и Латинской Америки. А в Африке многие страны просто не могут заплатить за товары», – подчеркивает Александр Охрименко.


Кроме того, Украине в той или иной мере все равно придется ориентироваться на рынки стран СНГ – прежде всего Казахстана, Туркменистана и Беларуси. «Пока нет украинских товаров, которые можно назвать востребованными на рынках других стран, кроме стран СНГ. Украинская экономика ориентирована больше на потребительские товары, которые известны и популярны в странах СНГ», – отмечает Александр Охрименко.


Со своей стороны государство ограничено в инструментариях способствования выходу украинских компаний на новые зарубежные рынки. Увеличение количества торговых представительств Украины, проведение бизнес-форумов и т.д. – это все хорошо, но этого недостаточно для «прорыва» украинских компаний на внешних рынках.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*