24 лютого 2017

Ритейл ждет дерегуляция ценообразования

Ритейл ждет дерегуляция ценообразования

44432

Уже в ближайшее время Кабмин может отменить госрегулирование цен на продукты питания. Такая практика ранее использовалась для сдерживания роста цен на социально важные группы товаров. По итогам мониторинга этот инструмент признан неэффективным. Как следствие, можно ожидать частичную дерегуляцию бизнеса ритейлеров, а потребителей ждет незначительный рост цен на ранее регулируемые товары.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) по итогам эксперимента, который прошел в конце 2016 года (с 01.10.2016 года по 01.01.2017 года), хочет на постоянной основе предложить Кабмину отменить госрегулирование цен на продукты питания. Проект решения будет вынесен на общественное обсуждение.

Напомним, что с 1 октября 2016 года по 1 января 2017 года было приостановлено действие постановлений №1548 от 25.12.1996 года и №1222 от 17.10. 2007 года относительно госрегулирования цен (по установлению максимальной торговой надбавке в 15-20%) на 17 групп товаров, в частности на хлеб, сахар, крупы, мясо и колбасы, сыр, сметану, масло, детское питание, яйца и т.д. По итогам ценового мониторинга должно было бы принято решение о дальнейшей судьбе ценового регулирования. По итогам эксперимента, временная отмена регулирования показала позитивный результат, что в итоге может привести к его полной отмене.

Также Кабмин хотел отменить регулирование стоимости услуг, предоставляемых в торговых объектах, на рынках, уровня цен и рентабельности за аренду торговых помещений.

Ранее ценовое регулирование использовалось, чтобы сдерживать рост цен на социально важные группы товаров (продуктов питания), т.е. власть занималась популизмом и сдерживала рост негативных настроений по причине роста цен. Причем цены на продукты питания могли расти по сугубо объективным причинам – девальвация гривны, рост стоимости энергоносителей и сырья и т.д. Впрочем, отмена регулирования вовсе не говорит о том, что правительством решило отказаться от популизма при принятии экономических решений.

Причины решения

Причина, по которой решено отказаться от регулирования цен, - низкая эффективность существующего инструментария. По оценкам МЭРТ, регулируемые цены росли в среднем на 20% быстрее по сравнению с другими товарами.

«Это правильное решение правительства. С прошлой осени фактически отменили госрегулирование цен и это показало, что в действительности не нужно никакого регулирования.  В СССР было госрегулирования цен, потом в Украине сделали рынок, но при этом госрегулирование осталось. Фактически все ведомства по ценовому регулированию занимались профанацией. Все регулирования сводилось к тому, что компании сдавали в органы госконтроля цен бумажки, эти органы их складывали  и это называлось регулирование цен. В действительности это никак не сдерживало рост цены и не влияло на цены на товары в розничной торговле, и никак их не сдерживало», - утверждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

По словам начальника отдела рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, параллельно с социально-значимыми товарами всегда продаются сходные товары со сходными характеристиками (небольшими отличиями), цены на которые не регулируются. Как правило, аналогов всегда больше, поэтому в целом ограничение ценовых надбавок всегда рассматривалось в качестве инструмента поддержки наиболее незащищенных слоев населения. При этом на общий уровень потребительской инфляции такие ограничения влияют достаточно слабо.

Кроме того, ритейлеры научились обходить установленные ограничения, а также могут завышать стоимость других товаров, пытаясь такими «кросс-продажами» компенсировать снижение маржи по регулируемым социально-значимым товарам.

Элемент дерегуляции

Такой ход можно Кабмина также считать элементом дерегуляции, т.е. уменьшения административного давления на бизнес. «Это решение связано с дерегуляцией бизнеса. Оно хоть и незначительное, но все же нужное решение», - отмечает Александр Охрименко.

Как отмечает Виктор Шулик, с одной стороны, сокращение административных ограничений уравнивает возможности реализации т.н. социальных товаров и других, которые уже давно выпускаются производителями с целью обхода таких ограничений (различные сорта колбас, масло и сметана).При этом, качество последних (выпускаемых именно с целью обхода нормы по торговым надбавкам), как правило отличается несущественно, в отличии от из предложения и цен. С другой стороны, розничные торговые надбавки можно было контролировать не везде и не всегда, поэтому их отмена уравнивает возможности (переводит в полностью рыночные рамки) не только производителей, но и реализаторов. «Думаю, такие действия (отмена граничных розничных надбавок на отдельные группы товаров) вполне можно рассматривать как элемент дерегуляции экономики со скорее положительным эффектом для бизнеса», - считает эксперт.

В правительстве рассчитывают на естественный механизм ценообразования под влиянием спроса и предложения.

«Невозможно сдержать цены только административными ограничениями. Рынок есть рынок, и он сам устанавливает цены. Если цены оказываются заниженными искусственно, идет расцвет "черного" рынка. Плюс, зная уровень коррумпированности украинских госчиновников, не тяжело догадаться, что "договора" о "правильном подсчете себестоимости" существовали и на сфере госрегулирования цен», - считает аналитик юридической фирмы Pravovest Иван Никитченко.

Регулирование цен в стране с рыночной экономикой (которой признана Украина) - это пережиток советских времен. Чем больше рычагов влияния есть у чиновников по отношению к бизнесу - тем это более благодатная почва для развития коррупции. АМКУ в развитых странах является центральным регулятором экономического рынка, или одним из них. В Украине же этот орган не выполняет свои классические функции, а стал, в большей степени, «дубиной» власти по отношению к неудобным компаниям, а вернее, их владельцам.

«Функция АМКУ - мониторинг рынка с целью выявления и прекращения ценовых сговоров, а на рынках где присутствует монополия установление ограничений на максимальные надбавки (то есть цены рассчитываются якобы на рынке сильная конкуренция и какие бы были цены в данном случае). Поэтому устанавливать ограничения по ценам - это неправильно. Рынок должен сам регулировать цены и объемы продаж, а за "здоровьем" конкуренции должен наблюдать АМКУ и анализировать каждый конкретный рынок, регион в определенный период времени», - говорит Иван Никитченко.

Ценовые ограничения влияют на рентабельность бизнеса, и как следствие, на мотивацию и возможности отечественных предпринимателей инвестировать в модернизацию и/или строительство новых производств продуктов питания. Кроме того ритейлеры будут избавлены от необходимости искусственно сдерживать цены, отчитываться перед госорганами за цифры на своих ценниках.

По словам Ивана Никитченко, ранее участники рынков, на которых было госрегулирование цен, должны были каждый месяц подавать декларации о себестоимости продукции и про установленные наценки, что означало для них определенные финансовые и временные затраты. Теперь они освобождаются от лишнего ведения отчетности и подачи ее, общения с госчиновниками.

Если смотреть на рынок торговли по данным Госстата, то осенью, после введения эксперимента об отмене регулирования цен, продолжилось ускорение объемов торговли - по итогам 2016 розничный товарооборот вырос по сравнению с 2015 годом на 4% (в относительных ценах). В январе-2017 по сравнению с январем-2016 рост составил 3,1%. То есть на показателях рынка отмена сдерживания цен негативно не отразилась.

В последнее время МЭРТ предпринял много усилий в направлении дерегуляции, хотя до качественного улучшения в упрощении ведения бизнеса в Украине пока далеко, хотя определенный прогресс есть. В международном рейтинге Doing Business-2017 Украина поднялась с 83-й до 80-й позиции, тогда как в том же рейтинге за 2016 год позиции нашей страны улучшились с 96-й (87-й по новой методологии подсчета) до 83-й позиции.

Последствия отмены

Отмена регулирования цен позволит производителям быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Это будет стимулировать предпринимателей удерживать рост цен и ограничивать собственную маржу, «вынуждать» оптимизировать свои бизнес-расходы.

С другой стороны, отмена ценового регулирования в значительной мере может внести элемент нестабильности в процессы ценообразования, что отразится на конечных покупателях, которые станут платить за продукты питания больше. Можно прогнозировать, что цены на ранее регулируемые на социальные группы товаров вырастут на 10-15%.

По мнению Виктора Шулика, о положительном или отрицательном эффекте для конечного потребителя говорить рано. С одной стороны на прилавках может появиться больше т.н. социально-важных товаров, с другой – цены на них будут постепенно подтягиваться под товары-аналоги. В такой ситуации, вероятно, могут пострадать наименее защищенные слои населения, для которых такие товары составляют основу потребительской корзины.

Следует отметить, что в парламенте зарегистрирован законопроект (№6119 от 22.02.2017), который может вернуть старую практику ценового регулирования. Его авторы говорят о том, что отмена регулирования привела к резкому росту цен на социально-значимые продукты.  Так что финальная точка в этом вопросе возможно еще не поставлена. 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB 

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*