«Суслик»-логистика ритейлера от Андрея ЗАВИЗИОНА
На логистике розничных сетей лежит большая ответственность, так как нужно не просто организовать хранение и обеспечить движение товара, но позаботиться еще и о постоянном наличии продуктов на полке. Out-of-stock негативно сказывается на репутации и сети, и производителя, и самой торговой марки. О том, какая будет логистика 2016 года и что нужно именно ритейлерам, рассказал Андрей ЗАВИЗИОН, Золотой спикер 13-й практической конференции «Всеукраинский день логиста: Время неординарных решений и прорывных инноваций», имеет опыт работы директором цепочки поставок как в продуктовых, так и непродуктовых розничных сетей.
— В каких направлениях будет развиваться национальная логистика? Какие пути оптимизации логистических процессов стоит применять в 2016 году?
— Последние пару лет все ресурсы логистики были направлены на преодоление новых вызовов, возникших по политическим причинам, а также существенное влияние оказывала и оказывает экономическая обстановка. Высокая стоимость заемных средств, падение курса национальной валюты сразу же увеличило «рычаг» логистических решений, существенно выросло влияние оборачиваемости товарных запасов и логистических издержек на финансовый результат бизнеса. В целом непростая экономическая ситуация и будет определять фокус на снижение расходов на логистику и поиск путей оптимизации инвестиций в запасы. Инструментов, как это сделать, есть много, потенциал существует в любой компании.
Дальнейшее развитие логистики в Украине неразрывно связано с развитием экономики, условиями для притока инвестиций, объемом и прозрачностью государственного регулирования. Уверен, что большинству моих коллег давно надоело тратить ресурсы на борьбу с дорогами, которые с каждым годом становятся только хуже, и обстановка с безопасностью перевозок сейчас обострена до предела, остаются сложными и трудозатратными таможенные процедуры.
Ну и стоит дополнить, что существует влияние мировых трендов по росту доли продаж в интернет канале, проникновению информационных технологий как в бизнес, так и в жизнь обычного потребителя. Рынок требует все более качественной услуги фулфилмента заказов, быстрее и в наиболее удобном для покупателя месте, с возможностью возврата и дополнительными сервисами.
— Какая логистика в таких условиях нужна большим розничным сетям? На чем стоит акцентировать особое внимание?
— Сетям нужна «суслик»-логистика — ее не видно, но она есть. То есть товар на полках магазинов постоянно в наличии, и он регулярно пополняется. Это как в машине, вы не видите двигатель под капотом, не видите, как там двигаются поршни, а просто повернули ключ — и поехали, понимая, что машину надо заправить и двигатель съест столько-то топлива на километр. Логистика должна работать четко и предсказуемо, как единый слаженный механизм.
А чтобы улучшить наличие товаров на полке, надо применять анализ причин отсутствия и устранять эти причины. Когда все получится устранить, на полках будет товара столько, сколько нужно.
— Насколько выгодно ритейлерам переходить на Outsourcing?
— Многие существующие лидеры рынка нашей страны в производстве, дистрибуции, ритейле, были вынуждены в свое время строить собственную логистику, и добились существенных успехов в этом построении. Это вопрос отсутствия качественного предложения на рынке логистических услуг, которое и вызвало необходимость инвестиций в непрофильные активы, так как при отсутствии предложения получаем угрозу безопасности бизнеса и непреодолимое ограничение по его развитию. Если коммерческая логистика предлагает услугу, которая дешевле собственной логистики с более высоким уровнем сервиса, надежности и поддержкой стратегического развития компании, то в последней не остается практически никаких рациональных шансов. Бизнес сможет более качественно сфокусироваться на своей основной функции, а за высвобожденные инвестиции можно открыть ряд новых магазинов, расширить ассортимент, внедрить новые проекты, нарастить таким образом рентабельность капитала. Преимущество профессионального аутсорсинга не вызывает сомнений, когда он есть на самом деле.
— Что необходимо сделать поставщикам, чтобы обеспечить лучшие логистические условия (объем партии, сохранность груза, оптимизация цепи поставок) и увеличить эффективность сотрудничества?
— Сотрудничество в цепях поставок уже давно не новый тренд. Если это сотрудничество, когда логистические затраты управляются на всем протяжении цепи поставок, приносит сокращение издержек, то никто еще от этого не отказывался. Конечно, для этого необходимо понимание и желание как со стороны поставщика, так и ритейлера, которое подкреплено реальными возможностями, например, по консолидации грузов, увеличению/снижению минимальной партии поставки, размеров внутритарных вложений, изменению частоты поставки и т.д.
Сложностей здесь, на мой взгляд, две — это, во-первых, определить совместную выгоду, так как она зачастую не лежит в плоскости уменьшения только каких-то одних издержек, например, транспортных, а может вызывать даже увеличение издержек в одной области, но больший выигрыш в другой, в той же оборачиваемости запасов.
Во-вторых, обнаруженную выгоду надо прозрачно и справедливо поделить между партнерами. Много хороших идей могут не воплотиться в жизнь, не найдя нужного пути решения. Этот вопрос больше находится в области зрелости партнерства, в желании сотрудничества с целью получения общей выгоды, а не в закрытой позиции: «Пусть не заработаю, зато не буду обманут».
ТЕКСТ: Татьяна Алексенко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Керівнику ЗЕД >
Теги: Логистика, снижение затрат, векторы совершенствования цепочки поставок, международные перевозки, снижение рисков при поставках, методы оптимизации рисков, минимизация рисков, цепь поставок
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар