17 сентября 2016

В ритейле наблюдается дефицит кадров

В ритейле наблюдается дефицит кадров


Даже в условиях кризиса, когда массово увольнялись различные «не приносящие доход» сотрудники, менеджеры по продажам, торговые представители, кассиры и непосредственно продавцы (продавцы–консультанты) оставались наиболее востребованными. Это связано не только с тем, что торговля – один из самых крупных работодателей, а и с тем, что такие кадры нужны всегда. 

Нехватка кадров 

По данным Госстата, в 2014 году в сфере оптовой и розничной торговли было занято почти 4 млн чел., или почти 22% от всего занятого населения, что примерно соответствует альтернативной информации. По данным базы резюме и вакансий международного кадрового портала «HeadHunter Украина» (hh.ua), в структуре спроса лидируют продажи - 25% вакансий от общего количества вакансий (13% по базе резюме).

На высокую востребованность торговых кадров влияет не только сравнительно высокая текучесть кадров и невысокие зарплаты, но и то, что именно такие сотрудники обеспечивают самое важное направление (независимо от состояния экономики) – непосредственно продажи.

«Продажи - это двигатель компаний. Не секрет, что сейчас все больше продают, а не производят. Поэтому 99% компаний нуждаются в хороших продавцах. В условиях перенасыщения рынка товарами и услугами активные люди, которые прекрасно разбираются в предлагаемом товаре или услугах и умеют налаживать личные контакты, найдут применение своим навыкам и в будущем, как в сегменте В2В (сектор рынка, который работает не на рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес), так и в В2С (коммерческие взаимоотношения между организацией и конечным потребителем)», - отмечают эксперты hh.ua.

В настоящее время ситуация немного улучшилась, и сложилась, наверное, уникальная ситуация (как для украинской экономики, которая еще не полностью вышла из кризиса), когда за последние несколько месяцев количество вакансий превысило число размещенных резюме. «Ритейлеры движутся в общем потоке и оживают с точки зрения рекрутмента. Бюджеты на рекрутмент размораживаются. Еще весной количество вакансий возросло на 20-25% по сравнению с концом прошлого года», - говорит руководитель отдела подбора персонала HR-провайдера Smart Solutions Наталия Дворская. 

График изменения количества вакансий и резюме по розничной торговле за год

Источник: Work.ua

Конкуренция на рынке труда представлена с помощью hh.Индекса - соотношение количества резюме к количеству вакансий, который в I полугодии 2016 года составил 3,4. Это означает, что на одно вакантное место претендовали 3-4 свободных специалиста. Однако в различных профессиональных сферах конкуренция разная: в продажах она составляет всего 0,8. 

Источник: hh.ua

При этом средняя зарплата в ритейле осталась немногим выше уровня 2013 года. 

График изменения средней зарплаты по розничной торговле за год 

Источник: Work.ua

Как отмечают в hh.ua, динамика роста зарплатных ожиданий среди наиболее востребованных специалистов практически такая же, как и среди специалистов по наиболее конкурентных профессиональных сфер. В среднем зарплаты пожелания соискателей в I полугодии 2016 года выросли на 25-30%, что связано не только с завышенными требованиями со стороны кандидатов, но и с общим подорожанием жизни в Украине.

«В сфере продаж зарплата чаще всего состоят из фиксированной суммы (ставки) и бонусной части (индивидуальные для каждой отдельной компании). Начинающий может получать от 4-5 тыс. грн., а директор отдела продаж в крупной украинской или международной компании 25-35 тыс. грн.», - подчеркивают эксперты hh.ua. 

Кто востребован? 

Эксперты отмечают, что востребованные специальности на рынке ритейла не поменялись. Самый высокий спрос - на продавцов-консультантов, и самое высокое предложение на рынке труда тоже на них, т.к. это самая распространенная специализация в сфере торговли. «Самые востребованные в ритейле, как и раньше: продавцы, кассиры, грузчики и управляющие магазинами. Это связано с высокой текучестью персонала на данных позициях. В основном на таких позициях работают новички и студенты – те, кто без опыта работы или с минимальным опытом (1-2 года). Не смотря на то, что все крупные сети ввели систему обучения, адаптации и наставничества в средним специалисты работают от 6 месяцев до 1-2 года. Далее происходит или переход  на работу в другую торговую компанию на лучше условия, или персонал начинает расти по карьерной лестнице внутри своей компании. Например: кассир становиться администратором,  продавец может стать заведующим отделом и т.д. Некоторых сотрудников берут на офисную позицию в компанию. Некоторые специалисты вообще уходят с ритейла, меняя сферу деятельности. Средняя зарплата для кассиров и продавцов сегодня составляет от 2,5-5 тыс. грн. При этом штрафы могут доходить до 30-40% от ежемесячной ставки.  При этом штрафовать сотрудников магазинов могут за что угодно. Например, за возвраты товара, неправильно выбитую продукцию на кассе, плохое обслуживание клиентов, не выполнение плана по прибыли и т.д.», - подчеркивает гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC  Жанна Балабанюк.

Как отмечает специалист по персоналу рекрутинговой компании Brain Source International Юлия Дерягина, на данном этапе торговые компании существенно сократили бюджеты на рекрутинг и аутсорсинговые проекты в целом, и многие вакансии компании стараются закрыть своими силами, но учитывая то, что текучесть торгового персонала очень высока, вопрос подбора торгового персонала актуален всегда.

В таких условиях часть вакансий закрывается силами рекрутинговых компаний, которые ищут «узких» специалистов и руководителей различных уровней. «В агентства отдают типовые вакансии: менеджер по закупкам, категорийный менеджер, директор по развитию сети, директор магазина», - подчеркивает Наталия Дворская.

По ее словам, возрастает потребность в оценке ключевого персонала с целью выявления HiPO (High Potential - люди с высоким потенциалом) и разработки плана развития для «талантов» (преимущественно топовые позиции: директор магазина, управляющий магазином, руководитель отдела).
«Фешн-ритейлеры больше интересуются подбором, супермаркеты (фуд и нон-фуд) больше запрашивают оценку и пользуются услугой лизинга линейного персонала: стикеровщики, упаковщики, специалисты для проведения инвентаризации», - добавляет Наталия Дворская.

В части аутстаффинга, по словам Юлии Дерягиной, то популярностью пользуется услуга лизинга временного персонала (кассиры, работники торгового зала, приемщики товара, промоутеры).

По словам Жанны Балабанюк, если говорить о не очень типичных позициях в ритейле, то сейчас стали появляться вакансии тестомесов, инженеров-экологов или мобильных кассиров, а также специалистов по мониторингу цен. «Достаточно много вакансий ИТ специалистов и аналитиков, которые разрабатывают и внедряют СRМ системы в супермаркетах. В том числе активно развивается онлайн-ритейл, продажи для иностранных клиентов, работа с интернет-аукционами (например, такими как Ebay)», - резюмирует эксперт.

ТЕКСТ: Юрий ГРИГОРЕНКО

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB  

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги