Квоты-2017: можно означает нельзя, или кого бы накормить?
Многие украинские производители и граждане нашей страны думали, что 1-го января 2016-го года настанет новая эра. Ее знамением должен был стать рог изобилия украинских товаров, которые рекой хлынут на рынки Евросоюза. Все случилось именно так, правда, рекам пришлось высохнуть уже спустя 3 месяца своего полноводия.
TradeMaster.UA - Будучи рекордсменами по наступанию на грабли, в 2017-ом году мы превзошли свои былые результаты. Уже 11-го января нового года квоты первого квартала на украинский мед и мясо птицы были полностью исчерпаны. Всего за 11 дней квота на виноградно-яблочные соки исчерпалась на 78%. Производители сахара оказались более предусмотрительными. Свою квоту они израсходовали на 64%. Как же действовать дальше? Приносят ли льготные условия реальную помощь? На какие уступки идет Украина ради доступа к европейским покупателям?
Может, это не очень выгодно…
Свободная зона торговли, как и безвизовый режим, имеет свои границы. Как сообщалось ранее, размер квот на беспошлинный экспорт будут расти на протяжении 5-ти лет. Пока украинские производители считают, что европейские уступки не приносят ощутимый результат. К их мнению придерживаются многие предприниматели и некоторые политики. В частности, Виктор Галасюк, глава Парламентского комитета по вопросам производства и предпринимательства:
«Даже без углубленного анализа очевидно асимметрия условий доступа к рынкам. Но более наглядным является пример сопоставления реальных производственных возможностей отечественных предпринимателей и предоставленных ЕС квот – так, в среднем, размер квот составляет менее 1% производства соответствующей продукции».
Напомним, что Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, нам предоставлено 36 тарифных квот. Традиционно, Украина рассматривается, как сельскохозяйственная страна, поэтому преимущественное число тарифных квот отведено на соответствующие товары. Ответным реверансом стали 3 квоты, данные Украиной для производителей ЕС. Таким образом, квота ЕС для украинской свинины составила 20 тыс. т. Украинская уступка для западных импортеров оказалась вдвое меньше. Ситуация с сахаром стала противоположной. Мы в Европу возим 20 тыс. т, они к нам – 40 тыс. т. Третью квоту для европейских производителей получило мясо птицы. На свою территорию мы пропустили 10 тыс. т птичьего мяса, европейцы впустили 16 тыс. т аналогичного продукта. Складывается впечатление, что украинские квоты не справедливы в сравнении с европейскими. Но стоит взять в учет количество потенциальных потребителей. Число зарегистрированных жителей ЕС составляет 508,2 млн особ. Официально, по данным 2017-го года в Украине проживает 42 440 570 человек. Очевидно, что наша продукция тонет в толщи спроса и предложения. Какой же толк от таких уступок?
«Безусловно, тарифные квоты – это новые возможности доступа к рынку. Но в данном случае очень ограничены», - констатирует Виктор Галасюк – «Поверх установленных квот отечественный товаропроизводитель должен оплачивать вводную пошлину на общих основаниях, а по некоторым позициям это очень серьёзное тарифоограничение (заграждающая пошлина), что фактически делает невозможным дальнейшее наращивание объемов торговли. При этом также остается «нетарифное регулирование» качества и безопасности продукции, что в целом может быть и позитивным стимулом для усовершенствования качества отечественного производства. В сухом остатке из-за квотирования ЕС ограничивает наши возможности присутствия на рынке в пользу своих производителей по ряду товарных позиций».
Сейчас европейскими квотами пользуются 266 украинских компаний. Некоторые из отечественных производителей не могут воспользоваться своим потенциалом. Причина в том, что их продукцию сбывают перекупщики, продавая ее в Европе под видом товаров из Чехии, или Польши. Эта тенденция стала типичной для производителей керамических изделий.
Многие предприниматели, особенно производители молочных продуктов, утверждают, что Европа напросто не желает видеть Украину в своих кругах. Бытует также мнение, что западные производители не способны конкурировать с украинскими. Весомым аргументом служит цена. Но в действительности причиной служит третий фактор.
Проблема украинских производителей в принципах работы, которые не совпадают с европейскими взглядами на бизнес. Качество отечественной продукции ощутимо страдает от технологий. Вместе с тем, по словам многих производителей, причина в дороговизне современного оборудования сырья. Как же разомкнуть этот порочный круг?
Выход с видом на Запад
На уровне качества ощутимо отражаются не только технологии, но и принципы ведения бизнеса. Большинство крупных компаний самостоятельно производит сырье для изготовления своей конечной продукции. На Западе такой принцип давно изжил себя. В ЕС и США производством сырья занимаются отдельные компании. Таким образом, рынок сырья характеризуется совершенной конкуренцией, которая порождает многообразие предложений. Это в свою очередь расширяет разновидность готовых продуктов.
Быстрые темпы роста предложений стимулирует развитие маркетинговых решений.
Оба эти фактора пока отсутствуют в Украине. Всё, что у нас есть – мечта уехать в Европу. Но, насколько это реально?
«Стоит отметить, что вопреки явным конкурентным ценовым и качественным преимуществам украинской продукции, ЕС предоставил именно Украине беспрецедентные уступки по отдельным позициям, которые для других партнеров по ЗСТ не предусмотрены даже в перспективе», - отмечает Виктор Галасюк – «то есть, остальные страны не имеют даже этого мизерного доступа на рынки сельхозпродукции ЕС. Исходя из этого можно утверждать, что перспективы на европейском рынке все же есть, но впереди огромная работа, как со стороны бизнеса (повышение качества продукции, владение культурой бизнеса и т.д.), так и со стоны властей (обеспечение доступа к финансовым ресурсам, упрощение процедуры осуществления экспортных операций, расширение возможностей в рамка Соглашения)».
Пока бизнес трудится в своем направлении, правительство копает в противоположном. По мнению Петра Юрчишина, главы Парламентского подкомитета по вопросам пищевой промышленности, необходимо ввести новый налог на каждый гектар земли для аграриев. Таким образом политик намерен вывести бизнес из тени и заставить предпринимателей вести прозрачную деятельность. Нет сомнений, в таком случае аграрии возьмутся за вилы и отправятся в гости к власть имущим. Все же, на какие торговые перспективы может рассчитывать наша продукция?
Что и кому нужно продавать?
На европейском рынке весьма успешно проходит торговля украинскими орехами. В течении прошедшего 2016-го года европейцы потратили 79,28 млн долларов, купив 40 тыс. т наших орешков. Наверное, было вкусно, ведь просят еще. Но в Министерстве аграрной политики сообщили, что урожай грецких орехов в прошлом году упал на 40%. В прочем, орехи – не единственное, что мы можем показать.
Эксперты отмечают, что украинские производители ещё не использовали больше количество квот на отдельные категории продуктов. В их числе грибы, чеснок, продукты из обработанного молока, крохаль, ветчина, баранина, свинина и многое другое. Низкие поставки грибов могут быть оправданы, поскольку этот рынок очень насыщен в Европе. Перспективным и выгодным служит рынок мясных изделий. Но европейцам сложно решиться на эти покупки. Причина в том, что в Украине отсутствует система мониторинга на предмет заболевания рогатого скота губчатоподобной энцефалопатией. Эта инфекция оказывает прямое и смертельное воздействие на мозг. Она не менее опасна для человека. Кроме того, условия забоя животных не соответствуют с европейскими нормами. Стоит также отметить, что потенциально востребованная баранина является немногочисленным товаром для украинцев. Чтобы обеспечить поставки на Запад, необходимо увеличить поголовье скота. Пока оно только уменьшается. Как передает Государственная служба статистики, по состоянию на 1-ое февраля 2017-го года количество рогатого скота в Украине составило 3,77 млн голов. Это на 2,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Исходя из всего вышесказанного, рынок ЕС – эта мечта, к которой нужно стремиться. Но, кого же пока накормить, чтобы самим прокормиться? Какой курс взять в 2017-ом году?
Виктор Галасюк считает целесообразным развитие торговых отношений со странами ближнего Востока. Туда уже экспортируется более 90% пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла. Кроме пищевой продукции, этот регион охотно приобретает украинскую металлопродукцию. Политик рекомендует налаживать связи с восточными рынками через Турцию. В связи со снятием санкций, целесообразно налаживать торговые отношения с Ираном. Напомним, что в прошлом году Украина и Иран подписали Меморандум о налаживании торгово-экономических связей. На иранский рынок Украина постепенно поставляет продукты агропромышленности, сельского хозяйства, машино- и авиастроительства. Без внимания не останется угольная промышленность. Планируется, что Украина примет участие в модернизации энергетической инфраструктуры, а также тепло- и гидрогенерации Ирана. Если запланированные проекты удадутся, то рынок Ирана вырастет вдвое для Украины. Прибыли от этого сотрудничества превысят 1 млрд долларов.
Еще одним перспективным рынком сбыта являются арабские страны персидского залива. Сельскохозяйственные продукты являются дефицитными для этого региона. Перспективные прибыли насчитывают 80 млрд долларов.
Также не стоит сбрасывать с счетов рынок Египта. Он является продуктивным африканским покупателем. Кроме того, официальный Каир многократно акцентировал, что готов сотрудничать с украинскими производителями в сферах сельского хозяйства, энергетики и инфраструктуры.
Собственно, может мы снова смотрим не туда? Засматриваясь на блестящие перспективы, не стоит забывать о реалиях, которые необходимо менять уже в эту секунду.
Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA
Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB
Автор: Юлия Мостовая
Раздел: Закон >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар