23 февраля 2017

Тренды в мировом трейд-маркетинге

Тренды в мировом трейд-маркетинге


Во время конференции Big trade-marketing showодним из наиболее интересных для аудитории выступлений стал доклад о тенденциях в мировом трейд-маркетинге продаж консультанта по трейд-маркетингу, бизнес-тренера  из Торонто Татьяны Скоробогатовой. Считая, что украинским ритейлерам будет интересно узнать мнение нашей соотечественницы, наблюдающей за развитием современной торговли в Канаде, приводим краткое изложение доклада Татьяны. 

Тренд №1.

Самым очевидным трендом, по мнению г-жи Скоробогатовой, является совершенствование технологий сбора и обработки данных о покупателях. По мнению спикера, насегодняшний день западным ритейлерам уже недостаточно брать информацию о покупателях, исходя из их истории покупок. Представители торговли пытаются с помощью всевозможных рекламных активностей завлечь потребителя, вынудив его показать свой профиль в социальных сетях. И делается это с одной целью: предоставлять в дальнейшем более четкое предложение по покупкам. 

В качестве примера Татьяна приводит пример компании Whole Foods, которая установила в своих супермаркетах интерактивные мониторы, где, с одной стороны, покупатель может выбрать по подсказке те товары, которые ему нужны, а с другой – выкладывать с помощью хэштега в Instagram свои фотографии. 

 

Тренд №2

Вторым наиболее заметным трендом Татьна Скоробогатова считает рост онлайн-продаж. Несмотря на то, что главная борьба на Западе происходитмежду двумя гигантами – Amazon и WalMart – мы можем наблюдать за ней и думать о том, как совершенствовать процессы доставки в украинских магазинах. К примеру, можно творчески использовать опыт компании Garson Wine, которая разработала бутылку, соответствующую размеру отверстия почтового ящика. Привозя такую покупку заказчику, сотрудники службы доставки могут спокойно оставить ее в ящике – придя домой, он спокойно достанет ее и насладиться содержимым (при этом спикер допускает, что в Украине этот проект пока что не очень реален).

Тренд №3

Третьим заметным трендом мирового трейд-маркетинга докладчик считает персонализацию товаров и акционных предложений. Первой такой «ласточкой», по мнению Татьяны Скоробогатовой, на Западе стала компания Starbucks – потребители получали «кайф» от того, что к ним обращались по имени.

Даже когда тот же Starbucks обращался не совсем правильно (вместо «Барбары» – «Марбара») – ему это прощалось, при этом создавались целые ветки в социальных сетях.

Вслед за Starbucks такие решения начали применять Coca-Cola, Nutella, другие компании. Такой подход всем нравился, потребители «шарили» подобные послания, что, собственно, и помогло перейти от формирования продукта для узких групп потребителей к формированию продукта для какой-то конкретной личности. С учетом же того факта, что у покупателей появилось большое количество гаджетов, компании получили возможность «бомбардировать» потребителя push-уведомлениями, которые «завлекают» его ко взаимодействию с ритейлерами. 

Тренд №4

Продвижение товаров через предоставление доступа к социальным сетям непосредственно в торговом зале.

Для многих украинцев уже не в новинку прийти к продавцу электроники и сравнить цены на товары в онлайне и офлайне. Учтя это, многие торговцы пошли дальше: они предоставили покупателю доступ к You-tube каналу, где он может просмотреть обзоры блогеров по тому или иному бренду.

При этом покупатель может выбрать именно того блоггера, который ему нравится и которому он доверяет.

Тренд №5

Побуждение потребителей к «расшариванию» своего покупательского опыта.

По мнению Татьяны Скоробогатовой, покупателя можно вовлечь, показав ему товар, предоставив возможность продегустировать его, оценить и купить. Но «высшим пилотажем» можно считать тот случай, когда клиент поделится впечатлениями от этой покупки, «расшарив» свой опыт в социальной сети. В качестве примера докладчик приводит случай с сетью Target – когда две покупательницы начали с того, что просто фотографировали свою одежду, себя одетых в примерочной, и расшаривали фотографии сред своих друзей. Таким образом они набрали достаточно большое количество фолловеров, которые прислушивались к их мнению, смотрели на их фотографии, а ритейлер, в свою очередь, получил бесплатное продвижение в социальных сетях. 

Тренд №6: Поддержка эко-тренда в рамках торгового зала

Несмотря на то, что для большинства украинцев это пока еще является шоком, за границей практика выращивания овощей и фруктов непосредственно в торговой точке считается почти нормой. К примеру, так выглядит крыша магазина Whole Foods, где круглый год выращиваются зелень и овощи.

Также в качестве примера можно привести METRO, где зелень выращивается даже не на крыше, а прямо в магазине, без применения пестицидов.

Еще один тренд в рамках «эко» - поддержка «некрасивых» овощей и фруктов. На Западе продажу такой продукции рекламируют специальные сайты. Кроме того, ряд брендов акцентируют внимание на том, что их продукция производится из «некрасивых» ингредиентов.

Тренд №7: Дифференциация магазинов на основании новых групп покупателей

Согласно наблюдениям докладчика, сейчас в странах Западной Европы и Северной Америки появляются покупатели, которые думают об «умной жизни», в которой нет места излишней, ненужной упаковке. Для таких потребителей создаются магазины, где продукция реализуется неупакованной (такое западное «ноу-хау», по мнению Татьяны Скоробогатовой, является вполне привычным явлением для тех, кто помнит реалии Советского Союза).

Также в соответствии с указанной тенденцией ритейл-гиганты стремятся создавать магазины меньшего формата. 

Некоторые ритейлеры при этом (Whole Foods) думают о том, чтобы предоставить покупателю дополнительные услуги в магазине помимо покупок товара.

Также в русле указанной тенденции в торговом зале устанавливаются холодильники с органической продукцией для людей, которые следят за своим здоровьем.

Еще один интересный момент: некоторые ритейлеры пытаются создать у себя «рынки-базары» для тех, кто ностальгирует по такому формату.

Кроме итого, ритейлеры устанавливают вендинговые машины, которые позволяют купить продукцию там, где покупателю это удобно сделать. А если покупателю нужны холодные напитки, мороженое и йогурты в жаркое время года, то Whole Foods, например, согласен мигрировать за покупателем – к речке, к озеру, пруду – для того, чтобы тот имел имел возможность приобрести его продукцию.

Тренд №8

Вовлечение покупателей во взаимодействие с брендами за счет мультимедийных экранов

Данный тренд уже стал определенным «стандартом» для многих магазинов.

В то же время некоторые торговые точки пошли еще дальше и предлагают с помощью тачскринов выбирать продукцию.

 

Тренд №9

Предоставление покупателям товарных предложений в виде боксов и подписок на наборы. Рост продаж полуфабрикатов, еды на вынос.  

Многие магазины в Европе и Северной Америке предлагают наборы, покупка которых позволяет пообедать или поужинать как в офисе, так и дома.

 

Кроме того, ритейлер Amazon запускает подписку на товары для детей, которые позволяют им развиваться (товары из области технологий, инженерии и математики). Наряду с этим существуют наборы для детей, для свиданий.

Все эти нововведения оказывают благотворное влияние на поведение покупателя: люди активно заказывают подобные наборы, радуясь возможности не приходить в магазины. Также популярны продажи товаров на вынос – в других странах давно принято питаться вне дома.

Для этого предназначены супы в таком формате.

 

И даже борщи в двухлитровых банках.

 

Еще один тренд, который находится в рамках указанных тенденций – увеличение продаж продуктов, которые можно с легкой совестью и без всяких сомнений употреблять в ночное время – «Лакомство для души, без последствий для тела».

 

Также приятным новшеством можно считать тепловые шкафы, где находится продукция, которую сразу же можно будет съесть.

 

И, наконец, тренд №10 в сфере современного трейд-маркетинга, по мнению Татьяны Скоробогатовой — это «Совершенствование безстрессового опыта покупок». 

Многие современные потребители испытывают определенный стресс во время посещения торговых точек. Поэтому современные трейд-маркетологи стараются «облегчить» их участь. В Южной Корее, например, в магазинах начали использовать корзинки с зелеными или оранжевыми бирками. Зеленый цвет сигнализирует торговому персоналу, что покупатель готов к общению и консультациям, оранжевый – желание не быть потревоженным во время покупки.

 

Также в Южной Корее пытаются создавать боксы-холодильники, где можно оставить охлажденную и замороженную продукцию, продолжив дальше совершать покупки.

 

Еще один пример – знаменитый робот Pepper, который позволяет не контактировать с официантами людям, которые смущаются этого процесса.

 

Все выше перечисленные тренды, скорее всего, найдут в будущем свое применение в украинском ритейле. Но те компании, которые смогут внедрить их прежде других, наверняка смогут воспользоваться «эффектом первопроходца» и получить при этом вполне заслуженные преимущества. 

ТЕКСТ: Валерий ЛОБОВКО

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги