25 травня 2017

Актуальные проблемы логистики в Украине и возможные пути их решения: мнение экспертов

Актуальные проблемы логистики в Украине и возможные пути их решения: мнение экспертов

5632

Во время 17-й Всеукраинской практической конференции «Всеукраинский День Логиста-2017» состоялась дискуссия экспертов логистического рынка, в которой приняли участие Денис ДУБИНА (сеть «Фокстрот»), Валентина ХОДАНОВИЧ («Торговый дом Нико»), Сергей ОВЧИННИКОВ («Юг-Контракт»), а также все участники Конференции. Во время дискуссии эксперты высказывали мнение по ряду насущных для отрасли вопросов, вступали в диалог с аудиторией и друг с другом, приводили неопровержимые доказательства в поддержку звучавших заявлений. Приводим некоторые моменты этого яркого и наполненного эмоциями мероприятия. 

Вопросы экспертам задавал ведущий дискуссии, модератор Всеукраинского Дня Логиста-2017 Евгений НИКУШИН (ТОП-практик логистики с более чем 10 летним опытом работы), а также аудитория мероприятия. 

Грузчики и неквалифицированный труд VS автоматизация 

Вопрос из зала: — На конференции мы много говорили об автоматизации и повышении производительности персонала. При этом несколько раз звучало слово «грузчик». Хочу узнать от коллег: думал ли кто-нибудь из них о возможности отказаться от такой должности в штатном расписании? Возможно, стоит «запрофилировать» персонал и привязать каждый профиль к KPI, чтобы люди не использовались для каких-то «общих» работ (как-то сбор по складу ящиков, упаковка пленки и т.д.), оплачиваемых по самому низкому тарифу? 

Сергей Овчинников: — Мы в своей компании давно уже ушли от использования неквалифицированного труда. Считаю, что это вполне нормальная тенденция: есть роклы, штабелеры, другие механизмы. И кладовщик может выполнять работу за грузчика и т.д. — это включено в его KPI. Конечно, остались сотрудники, которые выполняют различного рода подручные, вспомогательные работы, но речь идет в основном о людях с ограниченными физическими возможностями – их примерно 20 человек. Второе: автоматизация помогает преодолеть гендерные различия. Я сторонник того, чтобы на складе работали как мужчины, так и женщины. Но при этом не вижу оснований для того, чтобы проводились разграничения, какие работы должны выполняться девушками или женщинами, а какие — поручаться исключительно мужчинам. Сотрудники на схожих позициях получают практически идентичную заработную плату – то есть, мотивация у них одинаковая. И все подобные моменты оговариваются при поступлении на работу. Именно для этого мы автоматизировали склад: большинство работ выполняется механизмами. 

Денис Дубина: — Думаю, такая логика отлично будет работать до тех пор, пока на склад не придет фура со стиральными машинами «навалом», которые потребуется разгружать вручную  (улыбается). На самом деле ситуация такова: на складе есть определенные роли, и их нужно выполнять. Есть должность кладовщика - материально ответственного лица, которое принимает товар и отвечает за него. Есть должность грузчика – человека, выполняющего низкоквалифицированную работу. Если от нее удалось избавиться – замечательно. Но это далеко не всегда возможно. Простой пример – упомянутые «стиралки» весом под 60 кг, которые привезли не на поддонах, и которые нужно разгрузить вручную. И этого не сделать без помощи мускулистых людей, которые их и вынесут. Конечно, можно для подобных работ использовать кладовщиков, но это вряд ли будет эффективным: у них другая зарплата и другие задачи. То же самое касается автоматизации: подобные вопросы нужно решать, исходя из целесообразности инвестиций. Любой робот стоит немалых денег. Его можно поставить на склад, но только после того, как будет просчитана окупаемость: сколько понадобится времени на возврат первоначальных вложений? Если робот стоит 200 тысяч долларов, а грузчик, которого он заменяет, получает 6-7 тысяч гривен в месяц, то вряд ли такой шаг можно считать выгодным. 

Валентина Ходанович: — Я представляю  небольшой по размерам склад, где количество персонала ограничено – в основном это кладовщики, грузчиков нет. И, в принципе, каждый из сотрудников может выполнять любую работу. Его заработная плата покрывает все так называемые «складские работы», о которых шла речь. 

Участник конференции, задававший вопрос: — Можно ли считать, исходя из ваших ответов, что вопрос «отмены» профессия грузчика зависит от размера бизнеса и его специфики? 

Денис Дубина: Повторю свое мнение: если на складе обязательно нужен человек, который поддерживает чистоту и убирает картон или пленку, то им, скорее всего, не должен быть кладовщик, имеющий определенную квалификацию и получающий за это определенное вознаграждение. 

Евгений Никушин: — Можно ли кладовщиков обязать выполнять эти действия? 

Денис Дубина: — Конечно, можно, но это вряд ли станет эффективным использованием ресурсов. Кладовщик - высококвалифицированный специалист, получающий 10-15 тысяч гривен в месяц. И за подметание полов мы в среднем будем вынуждены платить ему в среднем 12 тысяч гривен (на сделку эти работы невозможно перевести – только почасовая оплата). На есть ли смысл это делать, если для подобных работ можно нанять персонал, стоимость услуг которого будет на уровне 6 тысяч? 

Сергей Овчинников: — Исходя из своего опыта, могу рекомендовать не нанимать низкоквалифицированный персонал для уборки мусора и т.д.  Для этого существуют: а) аутсорсинговые компании, б) клининговые компании. На крайний случай, просто уборщицы, моющие пылесосы или машины. В то же время, названные задачи можно решить при правильном построении бизнес-процессов, определив еще на входе круг обязанностей кладовщика, стикеровщика и др. К примеру, в задачу стикеровщика помимо стикерования товаров можно включить и уборку рабочего места. Зачем нанимать еще одного человека на 4-5 тысяч, чтобы он убирал за стикеровщиком? Не лучше ли сделать так, что часть зарплаты стикеровщика зависела от того, насколько чистым оставил он после себя рабочее место. 

Оптимизация ≠ сокращение затрат 

Евгений Никушин: — Вопрос от участников Конференции: в чем вы видите источник сокращения затрат на логистику на предприятии? 

Денис Дубина: — Я знаю только один способ сокращения затрат – это повышение эффективности. Работа, которую нужно выполнить — величина неизменная. Ее можно сделать бОльшим ресурсом, но можно и намного меньшим. Если у тебя человек в состоянии выполнить работу быстрее и эффективнее, ты платишь меньше. Если не может – ты платишь больше. 

Сергей Овчинников: — Полностью согласен. Как можно оптимизировать затраты? Вряд ли уменьшением ставок аренды склада: ты или берешь предлагаемое помещение, или отказываешься от него. В то же время можно менять количество людей, которые выполняют различные операции, можно увеличивать эффективность выполняемых действий, отдачу от бизнес-процессов. С тем, чтобы, к примеру, вместо 10 человек какой-то процесс выполняли всего 3 человека. 

Валентина Ходанович: — Разделяю подобное мнение: стоимость арендной платы и величина зарплаты – вещи неизменные, особенно в том случае, если не хочешь расставаться с людьми, которые работают в компании около 10 лет. Выходом в данном случае может быть использование услуг аутсорсинговой компании. 

Реплика из зала: — Сокращать затраты можно при помощи более эффективного использования расходных материалов. Например, можно убрать со склада технику, которая не используется. 

Предложение слушателя-логиста: — На конференции много говорили о получении эффекта синергии. Такой эффект можно получить при сотрудничестве с байерами, поставщиками. Продукцию на склад можно принимать поштучно – это стоит одних денег. Можно – «по-ящично» - это будет дешевле. А можно монопалетами – речь идет о совершенно других деньгах. К тому же если вы доверяете поставщику, то можно отказаться от пересчета товаров на входе и вести учет только количества паллет. 

Мнение участника дискуссии: — Вопрос с арендой помещений также разрешим. Если у вас есть запас, которым вы готовы управлять, то поделитесь им. С вашим поставщиком, клиентом - предложите им услугу ответхранения. Если вы являетесь якорным арендатором, то можете эти услуги продавать, притом гораздо дешевле. Ведь ваша задача – не заработать, а просто покрыть себестоимость. Но важным моментом является еще на этапе заключения договоров включить в соглашение пункт о праве на субаренду. 

Штрафы VS Демпинг 

Евгений Никушин: — Ритейл — «законодатель мод» в логистике, и его требования к логистам постоянно усложняются: выдвигаются все новые «пожелания» к расположению продукции на паллете, ее количеству и т.д. Когда налагаются штрафы за несвоевременность доставки, это еще можно как-то понять. Но в то же время величина таких штрафов — 20% от поставляемой партии товаров — заставляет усомниться в возможности какого-то сотрудничества и достижения эффекта синергии… 

Мнение участника конференции: — В нашей компании был случай, когда у автомобиля оторвало мост, он простоял сутки на ремонте, а поставщику выставили штраф в 200 тысяч гривен при стоимости фрахта машины в 10 тысяч… 

Денис Дубина: — Меня, честно говоря, всегда удивляют подобные вопросы и комментарии. Иногда приходится слышать: «Когда вы начнете платить больше, мы сможем сделать более качественный сервис». Или «Когда вы будете платить больше агентству по подбору персонала, у вас будут более профессиональные сотрудники». Или, как сегодня: «Ну почему у вас такие высокие штрафы?». В таких случаях хочется спросить: «А кто заставляет вас предлагать свои услуги, если условия вам невыгодны?» Если вы откажитесь это делать, рынок сам предложит лучшие условия – все находится исключительно в коммерческой плоскости. Мы встречаемся, оговариваем детали, вы на них соглашаетесь. Если бы вы не сделали этого, и за вами последовали другие перевозчики, я был бы вынужден изменить свою позицию. Но вы мне не даете такого шанса – вы соглашаетесь со мной. Единственным механизмом разрешения существующей проблемы может быть только отказ подписывать контракт. 

Реплика из зала: — Сети постоянно диктуют свои условия, и логисты вынуждены соглашаться на них, потому что в случае отказа перевозку осуществит другая компания… 

Денис Дубина: — Давайте называть вещи своими именами: на рынке перевозок существует ситуация демпинга. Некоторые компании соглашают отправлять фуру с товаром по стоимости, условно говоря, 5 грн/км. Естественно, ни о какой прибыли в этом случае не может быть и речи. При этом они спрашивают: «Но почему вы не платите нам больше?» Но зачем ритейлеру платить вам больше, если вы согласны доставлять груз именно по такой цене? Возможно, вы ждете, что розница примет во внимание ситуацию в стране и сама предложит вам большую стоимость? 

Евгений Никушин: — Вы считаете, что единственный выход в данной ситуации — не подписывать контракт, который не представляет перевозчику рациональным? 

Денис Дубина: — Вывод напрашивается сам собой: соберитесь все перевозчики вместе и «проведите работу» с теми, кто демпингует. Ведь если у контракте нет «экономики», то данный случай можно квалифицировать только как демпинг.

Комментарий из зала: — Вопрос по большей части не в санкциях, а в отношениях между участниками рынка. Работая с АТБ, Fozzy, другими сетями, мы вынуждены заранее отправлять машину, иногда водителю даже приходиться ночевать перед РЦ, так как утром нужно зарегистрироваться в определенное время. Если же не прибыть в указанный временной промежуток, то последуют новые штрафы. А с учетом того, что в некоторых РЦ с 8 до 9 происходит пересменка, то водители, прибывшие до 8.00, автоматически вынуждены повторно проходить регистрацию еще и в следующей смене… 

Денис Дубина: — Наша сеть не занимается продажей продуктов питания, поэтому не выдвигает подобных требований. Но при этом я вполне могу понять коллег из фуд-ритейла: что они могут предпринять для своевременной доставки скоропортов? Та же Fozzy обязана довезти  «молочку» по всей стране за 6 часов. И сможет ли она это сделать, если не добьется поставок молока с точностью в полчаса? Это бизнес-модель, и она стоит денег. Поэтому если поставщики не хотят или не могут забрать деньги у ритейлера, то это вряд ли можно считать его проблемой…. 

Также в ходе дискуссии были обсуждены ряд других вопросов, которые ввиду ограниченного объема статьи найдут свое отображение в других материалах на нашем портале. 

Завершилась дискуссия вручением активным участникам конференции ценных книг и сертификатов на будущие мероприятия TradeMasterGroup.

 

Одним из них станет Master-тренинг "Оптимизация транспортной, складской логистики. KPI и мотивация как инструменты оптимизации", который 3 июня проведет Евгений Никушин, ТОП-практик логистики с более чем 10 летним опытом, модератор и лучший спикер Всеукраинского Дня Логиста. В ходе тренинга будут рассмотрены вопросы:

  • 1.Анализ затрат логистики.
  • 2.Транспортные затраты. Разбор практических примеров оптимизации расхода топлива.
  • 3.Складские затраты. Как оптимизировать затраты на аренду склада? Когда пора менять склад?
  • 4. Аутсорсинг, аутстафинг - метод оптимизации затрат. Когда «чужой» выгоднее «своего». Выбор между фиксированной и тарифной оплатой внешних услуг.
  • 5. Система построения оценки деятельности через ключевые показатели (KPI) Как определить и измерять ключевые показатели.
  • 6. Мотивация логистического персонала Зарплатные грейды, как инструмент устранения «исторически сложившихся» завышенных заработных плат. На чем основывать бонусную (переменную) часть заработной платы и ряд других. Больше информации о тренинге узнайте на странице мероприятия на нашем портале https://trademaster.ua/sobitia/180

Зарегистрироваться на тренинг можно по тел.: 067-505-25-24 или по e-mail st@trademaster.com.ua 

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Раздел: Статті >

Теги: Search Marketing Roundup

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*