Что делать с продуктовым портфелем на сжимающемся рынке?
Работа с продуктовым портфелем – занятие нелегкое в любое время, а уж тем более в кризис. Как вести себя компаниям в не самых благоприятных ситуациях для того, чтобы не только не растерять клиентов и покупателей, но и занять новые, более высокие позиции? Свой вариант ответа на этот вопрос предложила во время выступления на 8-й Международной практической Конференции «FoodMaster&PrivateLabel-2017: Лучшие бизнес-идеи года для развития сотрудничества ритейлера и поставщика» известный московский маркетер, практик с более чем 20-летним опытом работы Елена Жаданова.
Краткая справка
Елена ЖАДАНОВА (Москва), Бизнес-спикер, Консультант, Маркетер с опытом 20+, 2 высших образования, МВА Венского университета. Практик с 12 летним опытом работы в российских и западных компаниях. В активе: Создание/развитие брендов Евронова-Малютка, Порше, Kenwood, Toppits, Energizer, Osram, РТЛ, Ратимир и др.
Свое выступление Елена начала с определения понятия «сжимающегося рынка». Таковым докладчик считает ситуацию, когда, во-первых, происходит падение объемов продаж практически во всех секторах, во-вторых, рост тарифов и цен, в-третьих, наблюдается рост безработицы (50 претендентов на одну менеджерскую вакансию) и, как апогей всего вышеизложенного – падение покупательской способности населения.
Как ведут себя компании на сжимающемся рынке? Обычно многие их них начинают «экономить на спичках»: сокращать количество тренингов для сотрудников, отменять бесплатный чай или кофе, закупать более дешевую туалетную бумагу. Также увольняется персонал (особенно низовой), начиная с отдела маркетинга – ведь именно этот отдел считают не совсем нужным и затратным, который больше всех расходует деньги. А то, что маркетинг – это возможность увеличить сбыт продукции – мало кто пытается вспоминать. Кроме того, руководство практически отказывается от разработки стратегии и планирования. В качестве основных причин называется то, что количество непредсказуемых изменений настолько велико, что спрогнозировать или сформулировать стратегию практически невозможно. Еще один, «вполне ожидаемый» шаг – на рынок перестают выводиться новинки - по принципу «лучше та самая синица, чем неуловимый журавль», который неизвестно как поведет себя в сложных экономических условиях.
«Когда обращаешься к руководству компании с вопросом о том, какой стратегии топ-менеджмент придерживается на рынке, - рассказывает Елена, - то в ответ слышишь недоуменные возгласы о том, какая может быть стратегия? Я не знаю, какой завтра будет курс, я не знаю, что мне завтра скажет мой поставщик, поэтому у меня нет стратегии, я живу сегодняшним днем, живу сегодняшним днем и пытаюсь понять, как в этой ситуации мне можно выжить».
То есть, компании управляются в оперативном режиме. Хотя есть и такие предприниматели, которые находят в себе силы и не совершают подобных ошибок.
В целом же все действия компаний в кризисные времена укладываются в три основных стратегии.
Стратегия №1: «Роем убежище»
Компания сокращает свой ассортимент до «категории А» – до самых конкурентоспособных позиций. Это ведет за собой падение объемов продаж и появление риска негативного воздействия постоянных расходов на финансовые показатели компании.
Стратегия №2: «Снимаем сливки»
Компании начинают резко повышать цены, теряя объемы продаж. Однако в краткосрочной перспективе такая стратегия действительно может дать возможность собрать требуемые денежные средства. Но недолго.
Стратегия №3: «Захват рынка»
Обладая серьезной финансовой мощью, компания начинает вытеснять мелких конкурентов с рынка, захватывая их долю.
«Все ли это стратегии? На мой взгляд, нет, - констатирует Елена Жаданова. - Я считаю более перспективной стратегией предложение потребителю адекватных новинок, а также работу с продуктовым портфелем с целью наращивания числа блокбастеров и лонгселлеров».
Как же применить «Стратегию адекватных новинок»? Таким термином докладчик называет создание такого продукта, который РЕАЛЬНО отвечает потребностям клиента. Несмотря на простоту и банальность, именно об этом часто и забывают производители. Причина – в том, что продукты чаще всего делаются через предложения технологов или инженеров, основанных на появлении новых ингредиентов или компонентов, или же по наитию маркетологов. В крайнем случае - как реакция на предложенный конкурентом товар.
В то же время отдел маркетинга (в том случае, если в компании отсутствует специальный отдел продукт-менеджмента) должен именно на сжимающемся рынке реализовывать три основные функции:
- — тщательно анализировать продуктовый портфель;
- — создавать новые продукты-блокбастеры;
- — постоянно вести работу по наращиванию в портфеле продуктов-лонгселлеров.
Чтобы определить, в каком состоянии находится продуктовый портфель компании, Елена Жаданова советует применять хорошо известные всем маркетинговые инструменты:
АВС-анализ, Матрицу BCG и Матрицу MCKINSEY. После чего переходить к созданию продуктов-блокбастеров.
Как создать продукт-блокбастер?
Начать следует с уяснения того, что продуктом-блокбастером является продукт, обеспечивающий бумирующий рост продаж и выручки.
Для создания продукта-блокбастера нужно сделать 5 шагов:
- Создать великолепный продукт.
- Назначить правильную цену.
- Выбрать самые эффективные каналы продаж.
- Правильно коммуницировать с потребителем.
- Вовлечь топ-менеджмент.
Первый шаг
Но при всей кажущейся простоте наиболее трудным будет первый шаг – создание «великолепного продукта» – того, который отвечает потребностям клиента, который решает его проблемы и снимает его боль и раздражение. Получить такой продукт можно через изучение своего потребителя и его сегментацию. Сегментацию, построенную на его нуждах, его потребительском поведении и личностных характеристиках. Как можно изучать потребителя? Прежде всего, наблюдая за целевой аудиторией, идя вместе с ним по всему циклу потребления – от выбора до утилизации продукта. Потребительский цикл состоит из пяти основных этапов: приобретение, доставка, использование, дополнительные детали и обслуживание. На каком из этапов достигается продуктивность, на каком потребителю было легче и проще всего, где у него риски и максимальные издержки? Анализируя шаг за шагом движение покупателя, компания неизбежно наткнется на идею нового продукта либо модификации существующего.
Второй шаг
Справившись с задачей создания продукта, можно переходить ко второму шагу – назначении на него правильной цены. В реальной жизни перед любым маркетологом стоит, как правило, выбор из трех альтернатив:
- — Назначить цену на базе издержек компании.
- — Отстроиться от конкурентов.
- — Назначить свою цену – снять сливки.
Как из этих способов будет правильным? «Оцените свой продукт. Есть уникальность – смело назначайте цену выше конкурентов. Но только зная своего потребителя, вы будете уверены, что потребитель готов заплатить цену выше», - рекомендует эксперт.
Третий шаг
При выборе самых эффективных каналов продаж учитывать следует прежде всего те, которые дадут максимальный охват аудитории, максимальную прибыль и которыми можно будет управлять. На этом шаге важно понять, сколько всего есть каналов продаж, и какие из них доступны компании, и настолько можно будет ими управлять. Также следует уяснить, к какой категории по АВС-анализу относятся эти каналы, как долго можно будет с ними сотрудничать.
Четвертый шаг
Как наладить правильную коммуникацию с потребителем. Для этого Елена Жаданова советует помнить об основных правилах: искать инсайты – пока никем не озвученное понимание людей. Инсайт отвечает на вопрос «Почему»? Как правило, хороший инсайт – хорошая реклама. Но, готовя вывод продукта на рынок, никогда не стоит забывать о внутреннем лонче. Нужно презентовать свой продукт внутри компании – с тем, чтобы сотрудники стали амбассадорами продукта и бренда: пусть они запускают сарафанное радио, рассказывая о великолепном продукте. В свою очередь, внешний лонч должен строиться на базе интегрированных маркетинговых коммуникаций, с использованием технологии omnichannel или 360 градусов. Выводя сообщение через разные каналы коммуникации, нужно следить за наличием единой линии сообщения во всех каналах. И самое главное – оценивать эффективность коммуникаций. В качестве «бизнес-хака» г-жа Жаданова советует производителям использовать форматы обратной связи для разных каналов коммуникаций – это позволит оценивать именно этот канал.
Пятый шаг
Вовлечение топ-менеджмента позволит компании позволит преодолеть сложности и препятствия, обеспечит поддержку проекта. Эффективные топ-менеджеры принимают участие с самого начала разработки нового продукта. Они формулируют видение проекта и предоставляют команде необходимые ресурсы для его реализации.
Создаем лонгселлер
Когда блокбастер создан и хорошо продается, его со временем можно будет перевести в разряд «лонгселлеров» - то есть, продуктов, которым не страшны потрясения на рынке, которые продаются даже при более высокой цене. Примером лонг-селлеров можно считать Coca Cola, Tide, Snickers и другие известные бренды.
Опорами для лонгселлера, на которых он может быть построен, докладчик считает продукт, цену, канал продаж, каналы коммуникации, клиента.
Если говорить о ПРОДУКТЕ, то сделать из него лонгселлер помогут новые ингредиенты, увеличение эффективности, игра с объемом, изменение упаковки, сезонные варианты, варианты на злобу дня.
Относительно ЦЕНЫ такими переменными могут выступать ценовое стимулирование, ценовая конкуренция, усиление ценности, правильные скидки.
В КАНАЛАХ ПРОДАЖ речь можно вести об интенсификации дистрибуции, мерчендайзинге, упоре на эффективность каналов, поиск новых каналов.
Оптимизации в КАНАЛАХ КОММУНИКАЦИИ можно добиться через усиление таргетированности, усиление эффективности, акценте на трейд-маркетинге, коммуникации на новых аудиториях.
И, наконец, усилить положение в направлении КЛИЕНТ можно через большее сегментирование, рост сервисности, мониторинг удовлетворенности, работу с лояльностью.
Работая в каждом из направлений, можно действительно попытаться создать лонгселлер.
Конечно, никто не может гарантировать, что «Стратегия адекватных новинок» - оптимизация портфеля через создание блокбастеров и лонгселлеров - станет панацеей для компании и решит все ее проблемы на сжимающемся рынке. Тем не менее, попробовать стоит всегда, считает Елена Жаданова.
Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО
Раздел: Статті >
Теги: продуктовый портфель, сжимающийся ріынок, продажи, инвестиции, Елена Жаданова
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар