12 серпня 2017

Государственное регулирование в ЕС и в Украине: отличия и перспективы

Государственное регулирование в ЕС и в Украине: отличия и перспективы

45119

На 8-й Международной практической Конференции «Food Master&Private Label-2017: Лучшие бизнес-идеи года для развития сотрудничества ритейлера и поставщика» директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко представил доклад, в котором рассказал о ситуации с государственным регулированием ритейла в Украине и в Европейском союзе. Также во время выступления спикер остановился на угрозах, которые несет в себе отсутствие такого регулирования и о возможных путях формирования в стране «правил игры» для ритейлеров и поставщиков.


Справка

Алексей ДОРОШЕНКО - депутат Киевского областного совета, генеральный директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей. Управляющий Партнер Юридической компании PROXIMA. Работал главой комитета по вопросам промышленности, природных монополий и непроизводственной сферы Общественного Совета при Антимонопольном Комитете. Принимает участие в анализе законопроектов и является автором нескольких законопроектов и Постановлений ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ.


«Государственное регулирование» в Украине

«Мне сегодня досталась такая интересная и разноплановая тема, как государственное регулирование. Когда каждый из нас представляет, что такое государственное регулирование, то первым делом обычно думает о каких-то «пост-совдеповских» пережитках, искусственных правилах, которые мешают нам производить товар и торговать им. На самом деле государственное регулирование может быть абсолютно разным, и чтобы показать это, я приведу примеры из украинской и европейской практики», - заявил докладчик. 

Для того, чтобы показать необходимость государственного регулирования, г-н Дорошенко приводит следующий пример. Компания производит продукцию и старается, чтобы она была качественной. В то же время кто-то из конкурентов начинает продавать аналогичный товар дешевле. 

«Вы не можете понять, за счет чего ему удается это делать, и каким-то образом узнаете, что предприятие-конкурент использует более дешевые ингредиенты. На упаковке это не указывается, соответственно, потребитель не может сделать правильный выбор между качественным (Вашим) продуктом и тем контрафактным товаром, который производит другое предприятие. И если подобная картина наблюдается в течение полугода и более, то перед вами встает необходимость выбора: либо повторять действие конкурента, либо терять свою прибыль», - сетует эксперт. 

Подобный случай, по словам Алексея Дорошенко, произошел не так давно, когда в ассоциацию обратился за консультацией один крупный производитель на рынке кондитерских изделий. Он столкнулся с проблемой «экономии» конкурентами на самых необходимых ингредиентах, в частности, на ароматизаторах и красителях. Такая своеобразная «оптимизация» позволяет им добиваться экономии до одного процента. То есть, если изделие стоит три гривны, то на нем экономится 3 копейки, что дает ощутимое преимущество при больших объемах выпускаемой продукции. Таким образом создаются неконкурентные условия для тех, кто работает добросовестно. Воспрепятствовать появлению подобных ситуаций должно государственное регулирование. 

Второй пример: компания произвела продукцию и поставила ее в торговую сеть, надеясь получить за нее деньги. Но в сложившихся условиях это происходит не всегда так. Очень часто деньги не выплачиваются по три месяца, полгода, по году, в результате чего компания-производитель или поставщик вынуждена сворачивать производство и уходить с рынка. Таким образом за последние несколько лет количество производителей и поставщиков в Украине уменьшилось в несколько раз, считает докладчик. 

«Еще в 2014 году мы обсуждали с торговыми сетями ситуацию, что они станут делать, когда поставщики перестанут выстраиваться к ним в очередь со своей продукцией. Сети отвечали однозначно: такого не будет никогда. А через несколько месяцев мы получили ситуацию, в которой поставщики перестали стучаться в двери торговых сетей и, соответственно, уже торговые сети стали бегать за ними. Это яркий пример того, как государственное регулирование не осуществляется в данном секторе.

Между тем, в ЕС существует директива о задержках денег поставщикам. "Она работает и постоянно совершенствуется", - отмечает Алексей Дорошенко. 

Третий пример: ситуация на табачном рынке, где одна компания имеет долю в 100%. Сейчас пришел момент ее дробления. Шансов у этой компании остаться на рынке практически не осталось. Но при этом государство в течение многих лет не замечало проблемы, которая существовала. Помимо табачного рынка есть другие сегменты, где игрокам может принадлежать доля от 40 до 60% рынка. И государство фактически никак не регулирует эту ситуацию. 

Как государство регулирует рынок в ЕС

В то же время существуют и совершенно другие примеры. 

«В посольстве Франции нам рассказывали, что у них в стране есть орган статистики, который, с одной стороны, выполняет статистические функции, с другой – генерирует аналитику происходящего на рынке и издает рекомендации производителям и поставщикам. Если они не реагируют на рекомендации, то к компаниям ним могут применяться другие, более жесткие меры», - рассказывает директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей. 

Упомянутый орган статистики отслеживает цены на несколько тысяч наименований продуктов питания. Если у какого-то производителя цена вырастает на товар хотя бы на 1%, к нему сразу же обращаются с вопросом, что стало причиной этого. При необходимости выдаются рекомендации как снизить цену благодаря оптимизации логистических затрат, других мер. Если регулятор видит в результате анализа, что проблема касается не одного поставщика, а рынка в целом, то обращается за содействием к другим органам власти, предлагая принятие необходимых мер. Не менее решительными будут его действия в случае появления подозрительных действий игроков: картельного сговора, др. В этом случае будет ставиться вопрос о наложении штрафа со стороны антимонопольных органов. 

Еще один пример государственного регулирования – получение денежных средств. Если компания ведет бизнес в Германии, и к ней приходит «непонятный» платеж из Кипра, то руководство такой компании может готовиться к тому, что на следующий день у нее под офисом будет стоять финансовая полиция. Которая наверняка будет задавать не совсем удобные вопросы: «Почему вы получили эти деньги? Что это за контрагент, по каким операциям?» При этом сумма может быть абсолютно любой. Самое главное, что деньги поступили из страны, где уровень налогообложения ниже, чем в Германии. Таким образом европейцы регулируют поступление денег в свои страны. 

Также хороший пример Алексей приводит из сферы e-commerce. Если кто-то решается открыть интернет-магазина в Европе, то должен продумать все до мелочей: как продавать и обменивать товар, как принимать оплату и выплачивать стоимость возвращаемых покупок, с какими службами доставки работать и т.д. Малейший сбой на любом из этапов может обернуться исками от покупателей, за которыми последуют жалобы в государственные органы, а затем – и закрытие интернет-магазина. Это абсолютно нормальный процесс, поскольку в ЕС убраны все границы и действуют единые правила интернет-торговли. 

«Поэтому независимо от того, из какой страны вы будете продавать товары – из Польши в Испанию, или из Германии во Францию – правила будут абсолютно одинаковы. И если покупатель пожалуется на вас в Испании, то в Польше к вам придет полиция, и вы закроете свой бизнес. При этом шансов не заплатить штраф и фактически не выполнить решение суда у вас просто нет. И это тоже признаки государственного регулирования», - считает спикер. 

Каким будет государственное регулирование в Украине

«Когда мы говорим о том, каким может быть система государственного регулирования в Украине, то не обращаем внимание на то, что этот вопрос для себя мы с вами уже практически решили, подписав Соглашение об ассоциации Украины с ЕС», - отмечает Алексей Дорошенко. 

Благодаря Соглашению наша страна приняла на себя обязательство имплементировать все директивы Евросоюза. А именно они как раз и устанавливают государственное регулирование в сфере торговли, которого у нас нет. Пока что в Украине, к сожалению, отсутствует законодательная база, практически нет законодательных актов, очень мало нормативных актов. Существует единственный государственный орган, к которому «прицепили» слово «торговля» - Министерство экономического развития и торговли. 

«И мне очень жаль торгового представителя, который один во всем министерстве занимается вопросами торговли – один человек на все огромную страну! Решая проблемы как внутренней, так и внешней торговли! Поэтому благодаря имплементации директив ЕС мы получим нормативную и законодательную базу, которая есть в Европе и доказала свою действенность», - уверен эксперт. 

В то же время существует проблема того, как это будет происходить. По оценкам г-на Дорошенко, в Верховной Раде очень мало специалистов, которые разбираются в экономических законопроектах. Есть небольшая группа из 3-5 депутатов, которые все время занимаются экономическими вопросами. Есть еще несколько человек, которые разрабатывают механизмы налогового регулирования. И еще 430 или 440 народных избранников, которые в этом ничего не понимают. 

«Поэтому проблема в том, что мы иногда не можем инициировать те директивы ЕС, которые должны принимать, так как просто не разбираемся в них», - высказывает сожаление докладчик.

Выход он видит в помощи со стороны Кабинета Министров, который иногда вносит подобные законопроекты. Механизм его действий достаточно прост: европейское законодательство переводится на украинский язык, прорабатываются какие-то моменты, и  предлагается как законопроект. Притом такие законопроекты хорошо принимаются, потому что стоит указать в его названии, что это имплементация европейской директивы, и большинство фракций за него, скорее всего, проголосуют – в этом случае не возникает вопроса, в чьих интересах документ принимается. Но таких законопроектов пока что предлагается очень мало, и с каждым месяцем их количество уменьшается. 

Поэтому докладчик предлагает обратить внимание на еще один документ, который сможет помочь урегулировать отношения на рынке – «Кодекс этики отношений между поставщиками и сетями», над которым проводилась активная работа в 2013-2014 годах. Это «условно добровольный» документ, где государство выступает третьей стороной в отношениях между поставщиками и торговыми сетями. К сожалению, «Кодекс…» хранится на полках Торгово-промышленной палаты, и АМКУ просто не хочет вносить его на дальнейшее обсуждение после его доработки. 

«Поэтому, используя эту трибуну, хочу предложить нам вместе продолжить работу над «Кодексом этики», который даже в «усеченном» виде может помочь нам наладить отношения между собой», - призвал г-н Дорошенко участников конференции. 

Основным моментом, который вызывал разногласия у участников рынка, по словам спикера, были сроки отсрочки оплаты за поставки продукции. Большинство поставщиков предлагали сделать отсрочку более 60 дней – назывались сроки в 90 или 120 дней. В свою очередь, ТПП предложила вариант, согласно которому скоропортящаяся продукция должная оплачиваться в срок до 10 дней после поставки, продукты со средним сроком хранения – до 30 дней, а максимальный срок оплаты любой продукции не должен превышать 60 дней. Это не страивало ряд представителей крупного бизнеса, поэтому взаимопонимание тогда не было достигнуто.   

Сейчас же, считает Алексей Дорошенко, появляется возможность вернуться к работе над «Кодексом..», который может стать документом, регулирующим взаимоотношения между игроками рынка. 

«На сегодняшний день, когда поставщики уже не стучатся в двери торговых сетей, я надеюсь, что и сети пойдут на уступки, и этот промежуточный документ будет подписан», - полагает он. 

Еще одним позитивным аспектом, который может помочь сделать отношения на рынке цивилизованными, директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей считает возрастающую роль местных органов власти: по мере того, как в стране проходит децентрализация, власти на местах перебирают на себя ряд полномочий. 

В качестве примера он приводит действия Киевсовета: сначала им была введена обязательная маркировка российской продукции на полках супермаркетов, далее последовал запрет ночной торговли алкоголем в магазинах и, наконец, запрет на торговлю мясом на киевских рынках, что было весьма логичным в условиях АЧС и птичьего гриппа. 

«Мы не замечаем, как местные органы власти начинают оказывать влияние на торговлю и на производство. И с каждым годом мы будем видеть это больше. Они чувствуют свою значимость, свою возрастающую ответственность перед жителями городов и сел, поэтому местные нормативные акты будут иметь все больше влияния», - уверен Алексей Дорошенко. 

В целом же перечисленные факторы помогут придать торговле Украины цивилизованные черты, и внедрить одинаковые «правила игры» для всех участников рынка, приблизив тем самым к стандартам ЕС. 

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*