06 августа 2018

Особенности выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Украины

Особенности выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Украины

3404

Валерий Губарев, эксперт-консультант по таможенным вопросам и таможенному праву «НЕЗАЛЕЖНА МИТНА АГЕНЦІЯ», рассказал на Конференции XIX Всеукраинский День Логиста об особенностях выполнения таможенных формальностей. Для того чтобы быстро перевезти товар, необходимо быть готовым к рискам и к возможным финансовым расходам, возникающим во время непосредственного обращения в таможню. Потому что зачастую задержки бывают из-за незнания правил и формальностей, которые выполняет таможня. Перед поставкой товара Валерий советует всем компаниям делать расчет таможенных платежей — таможенного сбора, акциза и НДС. 97,6% всех таможенных оформлений проходят с использованием таможенной декларации, чтобы сократить время, таможенные агенты могут ее передавать в электронном виде и таким же образом получать ответ о решении из таможенных органов.

— Я хочу сегодня рассказать о таможне. Любое перемещение товаров через таможенную границу Украины обязательно подлежит таможенному контролю. Товары, доставляемые из-за рубежа на территорию Украины (импорт) или товары, вывозимые за границу (экспорт), обязательно подлежат выполнению определенных таможенных формальностей во время перемещения товара через таможенную границу Украины или во время непосредственного таможенного оформления.

Что нужно для того, чтобы быстро переместить товары? Во-первых, нужно быть готовым к рискам или возможным финансовым расходам, которые возникают во время непосредственного общения с таможней. Иногда задержка нахождения товаров на таможне происходит от того, что импортеры, экспортеры, логисты, представители таможенных брокерских компаний, не знают правила, по которым работает таможня, формальности, выполняемые таможней, формы таможенного контроля.

Таможня — это государственная институция, которая существует в каждой стране мира. Таможня занимается не только поиском запрещенных для перемещения товаров, таких как наркотические средства, оружие и прочее, но еще и осуществляет контроль всех товаров, которые перемещаются. Чем пользуется таможня при выполнении своих функций? Прежде всего, Таможенным Кодексом Украины. Также есть определенные международные правила осуществления порядка перемещения товаров при внешнеэкономической торговле. В разное время были созданы международные конвенции, нормы которых обязана выполнять таможня. Они имеют статус выше, чем национальное законодательство. Например, при перемещении товара автомобильным транспортом, в логистике используется такой документ как книжка МДП (carnet TIR). Прежде всего, это финансовый документ — финансовые гарантии, применяемые экспедитором-перевозчиком для возможных действий (не перемещение товаров, действие обстоятельств непреодолимой силы и т.д.).


Что же нужно для общения с таможней? Во-первых, все субъекты внешнеэкономической деятельности должны пройти аккредитацию или зарегистрироваться. Это простая процедура, сейчас можно с помощью средств электронной связи предоставить необходимую информацию для регистрации. Таможня оставляет за собой право проверить наличие или отсутствие долгов, судебных решений. Таможенный орган не имеет привязки к местонахождению субъекта, аккредитацию можно пройти в любой таможне. Также в любой таможне можно осуществить таможенное оформление товаров.

Что необходимо знать о подаче информации в таможню? При совершении внешнеэкономической сделки обязательно рассматривается вопрос поставки товаров и использования коммерческих терминов (инкотермс). Сам порядок перемещения товаров указан в Таможенном Кодексе Украины. Напомню, что в нашем государстве существуют внутренние таможни и пограничные таможни. 

Таможня на границе осуществляет только  пропуск товаров на таможенную территорию Украины, внутренние таможни осуществляют окончательные таможенное оформление, дают разрешение на свободное обращение этих товаров, переводят статус из иностранных товаров в украинские товары. На границе осуществлять таможенное оформление невозможно из-за большого движения импортируемых товаров на территорию Украины. К сожалению, у нас импортируемых товаров больше, чем экспортируемых. В 2017 году доля импорта выросла на 26% по сравнению с 2016 годом.


Для того чтобы перевезти товар через таможенную границу, т.е. ввезти этот товар на территорию Украины, необходимо заявить об этом намерении. Как это происходит на практике? Предприятие-импортер, либо субъект внешнеэкономической деятельности, имеющий в своем штате агентов по таможенному оформлению, либо предприятие, занимающееся таможенной брокерской деятельностью, либо логистическая компания, осуществляющая поставку товаров «под ключ», обязаны подать предварительную информацию в таможню о намерении ввезти товар. Для этого есть специализированная программа с таможенной декларацией, которую заполняют в соответствии с определенными правилами.

До поставки товара я рекомендую всем сделать расчет таможенных платежей. На все товары существует всего три таможенных платежа: пошлина, акциз и НДС. Есть формулы расчета таможенных платежей: к таможенной стоимости добавляется пошлина, к этой сумме добавляется акциз от единицы измерения, и на это все насчитывается 20% налога. Срок для подачи заявления составляет 10 суток согласно Таможенному Кодексу. Если вы не успеваете собрать всю документацию по тем или иным причинам, вы имеете право поместить товар или на склады временного хранения, или на таможенные лицензионные склады, используя так называемый таможенный режим. Срок хранения на складах временного хранения до трех месяцев, с возможностью продления еще на один месяц при указании причины. Срок хранения в режиме «Таможенный склад» до трех лет.

Какую необходимо подать информацию на таможню для того чтобы оформить свой груз? Я в большинстве случаев говорю об импорте товаров, так как при экспорте нужно очень мало информации для осуществления таможенного оформления товаров. Во-первых, при экспорте почти не фигурирует нетарифное регулирование, и там почти нет таможенных платежей. У нас есть товары, которые имеют экспортную пошлину, но их очень мало. Поэтому, при осуществлении таможенного оформления подавляющего большинства товаров на экспорт, платежи равны нулю. При импорте существуют, во-первых, импортные платежи, во-вторых, существуют меры тарифного и нетарифного регулирования.

Я советую просчитать все риски, связанные с обращением в таможню, заранее, и представить все необходимые документы для того, чтобы не было дополнительного простоя. Простой на таможне влечет за собой дополнительные денежные расходы. Таможня дает разрешение свободно использовать товары, подлежащие определенным видам контроля, при проверке мер нетарифного регулирования. Это фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарно-эпидемиологическая служба, радиологическая служба. Таможенное оформление может быть завершено после получения положительных заключений всех контролирующих служб.

Сегодня существует постановление Кабинета Министров, которое регламентирует порядок таможенного оформления товаров по принципу «Единое окно». Не надо обращаться в каждую службу и предоставлять в бумажном виде свои документы, в электронном виде формируется дело, все контролирующие службы должны в течение четырех часов получить информацию и принять соответствующее решение. Решение может быть либо положительным, либо у таможни могут возникнуть вопросы и необходимо будет пройти экспертизу, либо таможня может выдать запрет на ввоз товара по тем или иным причинам. «Единое окно» очень ускорило движение товаров, и упростило международную торговлю.

97,6% всех таможенных оформлений проходят с использованием таможенной декларации поэтому, не выходя из офиса, таможенные агенты заполняют декларацию, получив всю информацию о товаре, передают средствами электронной связи и получают соответствующий ответ — оформлено или карточку отказа, где четко указаны причины, почему таможня не может оформить товар.

Импорт, экспорт и транзит в понимании логистики и внешнеэкономической деятельности это направления перемещения товаров. Импорт — это ввоз товаров на территорию Украины, экспорт — вывоз, транзит — перемещение по территории Украины. Но по таможенному законодательству транзит — это таможенный режим. В Таможенном Кодексе есть еще 11 таможенных режимов (всего их 14), которые могут использоваться субъектами внешнеэкономической деятельности. Например, есть режим реимпорта/реэкспорта, есть режим «таможенный склад», «переработка вне таможенной территории», «переработка в пределах таможенной территории». Зачем нужно знать и применять таможенные режимы? Это относится к тарифным и нетарифным методам регулирования. На товары, перемещенные в этих таможенных режимах, не применяются налоги, и таможенные платежи.


Иногда таможня устанавливает нарушение таможенных правил при проверке трех составляющих:

− кода товара УКТВЭД (украинский классификатор товаров внешнеэкономической деятельности) или тарифного кода. По этому коду можно проверить ставку таможенного тарифа. Если будет заявлен​​ неправильный код, таможня оставляет за собой право видеть в этом такой признак нарушения таможенных правил, как уклонение от уплаты таможенных платежей;

− страна происхождения. Надо знать правильность ее определения, так как существуют межгосударственные соглашения, по которым не применяются ставки пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

− таможенная стоимость. Сегодня на таможенные органы возложена задача по наполнению государственного бюджета — 46,5% всех поступлений в государственный бюджет осуществляется за счет работы таможни. Поэтому таможня тщательно проверяет все данные по коду товара, определению страны, и еще тщательнее проверяет таможенную стоимость с помощью автоматизированной системы анализа управления рисками (АСАУР).

Таможенный пост-аудит не осуществляется на сегодняшний день. Но, по Таможенному Кодексу существует такое понятие как документальные проверки после деятельности. В течение трех лет субъект обязан хранить все документы, и таможня оставляет за собой право в течение трех лет проверить данные: логистические, транспортировки, страхования, уплату роялти, таможенную стоимость, страну происхождения, и прочее. В результате пост-аудита могут возникнуть штрафные санкции.


Уже более трех с половиной лет в Верховной Раде находится законопроект о введении в Украине статуса «уполномоченный экономический оператор», который существует во многих развитых странах мира. Это определенные преференции от таможни предприятиям, занимающимся таможенно-брокерской деятельностью, экспортом/импортом товаров, в том числе занимающихся предоставлением логистических услуг. Предприятия с таким статусом, будут иметь определенные преимущества для всех своих товаров. Если товар завозится на таможенную территорию Украины, такой оператор сможет сам накладывать таможенное решение, что приведет к отсутствию задержек, после границы товар может сразу отправляться на производство или в торговлю. Но к субъектам, желающим получить статус «уполномоченный экономический оператор» также будут предъявлены определенные требования, такие как прозрачность бухгалтерии, финансовая стойкость, безупречная деловая репутация и прочие.

Читайте также: Как доставить груз самолетом дешевле, чем автомобилем? Секреты авиалогистики

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

ВИДЕО

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги