Обзор украинского рынка пива 2016 – 2018 года
В рамках аудита сетевой розницы, который регулярно проводит компания «MRC-Brand», на основе уникальной процедуры MDC, были проанализированы вторичные продажи пива в 23 национальных розничных сетях (более чем в 2000 магазинах). Полученные результаты позволяют проанализировать динамику развития украинского рынка пива в 2016-2018 годах.
Общие показатели по рынку
Продажи в денежном выражении демонстрируют уверенный прирост
Исходя из вышеуказанных графиков, можно сделать вывод, что рост в денежном выражении в первую очередь обусловлен инфляционными факторами, т.к. в натуральном выражении наблюдается менее значительный прирост, показывая положительную динамику чуть более 10% ежегодно.
Прирост в денежном выражении составил 26,3% и 28% в 2017 и 2018 гг. соответственно. Прирост в натуральном выражении ниже более чем в два раза и составил 14,35% в 2017 году и 10,7% в 2018г.
Ниже рассмотрим динамику средней цены:
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
Ср.цена(мат) |
16,77 |
17,99 |
20,18 |
Средняя цена по категории «пиво» в 2017 году выросла на 7,3%, в 2018 – на 12,2%.
Рассмотрим динамику долей по видам пива:
Неоспоримым лидером в категории «пиво» является «светлое» пиво.
Положительная динамика за все анализируемые периоды наблюдается по следующим видам: специальное, темное, белое.
Рейтинг торговых марок.
Топ – 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Пеша Приватна Броварня» и «Балтика») занимают совокупную долю в 37,7% рынка в денежном выражении.
Значительный прирост за 2018 год можно отметить по такой торговой марке: ТМ «Staropremen». Можно отметить постоянное снижении доли ТМ «Оболонь» за три года.
ТОП 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Пеша Приватна Броварня» и «Разумный выбор») по категории «пиво» в натуральном выражении занимают совокупную долю рынка около 44,6%.
Ниже представим приросты/падения по долям ТМ:
Торговая марка |
Грн., приростпадение доли рынка |
Литры, приростпадение доли рынка |
||
2016/2017, % |
2017/2018, % |
2016/2017, % |
2017/2018, % |
|
ЧЕРНИГОВСКОЕ |
0,49% |
-0,69% |
1,67% |
-0,95% |
ЛЬВОВСКОЕ |
-1,37% |
-0,11% |
-1,39% |
0,67% |
Оболонь |
-1,07% |
-0,86% |
-1,36% |
-0,75% |
ППБ |
0,15% |
-0,71% |
0,35% |
-0,89% |
БАЛТИКА |
-0,67% |
0,09% |
-0,57% |
0,20% |
STAROPRAMEN |
-0,17% |
0,52% |
-0,09% |
0,48% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG) |
-1,14% |
-0,02% |
0,26% |
-0,05% |
СВОЯ ЛИНИЯ |
-0,03% |
-0,21% |
-1,61% |
0,14% |
BUD |
-0,38% |
-0,26% |
0,34% |
0,58% |
ZIBERT |
0,37% |
0,60% |
-0,25% |
-0,48% |
GARAGE |
1,80% |
0,07% |
1,18% |
0,15% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ) |
0,08% |
0,13% |
0,61% |
0,18% |
РАЗУМНЫЙ ВЫБОР |
-0,35% |
0,27% |
-0,35% |
0,77% |
АРСЕНАЛ |
0,14% |
0,52% |
-0,52% |
0,62% |
Тетерев |
-0,38% |
0,42% |
-0,17% |
-0,67% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV) |
0,41% |
0,47% |
0,85% |
-0,08% |
ПИВОВАРНЯ №1 |
-0,48% |
-0,31% |
-0,71% |
-0,44% |
Положительная динамика по всем показателям за анализируемые периоды наблюдается у следующих торговых марок: «GARAGE» и «Жигулевское (Оболонь)».
Ниже рассмотрим приросты и спады объемов продаж в разрезе торговых марок в денежном и натуральном выражении:
Торговая марка |
Грн., приростпадение |
Литры, приростпадение |
||
2016/2017, % |
2017/2018, % |
2016/2017, % |
2017/2018, % |
|
ЧЕРНИГОВСКОЕ |
30,66% |
22,08% |
25,43% |
5,20% |
ЛЬВОВСКОЕ |
10,24% |
26,52% |
1,80% |
17,39% |
Оболонь |
4,43% |
6,39% |
-6,19% |
-2,65% |
ППБ |
29,57% |
13,04% |
21,22% |
-5,06% |
БАЛТИКА |
9,81% |
30,58% |
-3,31% |
17,80% |
STAROPRAMEN |
20,22% |
48,04% |
10,84% |
30,11% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG) |
-21,33% |
26,95% |
22,73% |
9,30% |
СВОЯ ЛИНИЯ |
25,27% |
18,66% |
-30,33% |
17,15% |
BUD |
8,10% |
13,24% |
35,59% |
40,38% |
ZIBERT |
44,52% |
53,84% |
6,77% |
-4,39% |
GARAGE |
122,69% |
30,29% |
109,12% |
17,14% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ) |
30,84% |
35,37% |
40,01% |
16,64% |
РАЗУМНЫЙ ВЫБОР |
5,33% |
47,87% |
2,85% |
38,28% |
АРСЕНАЛ |
35,57% |
59,98% |
-12,73% |
51,85% |
Тетерев |
0,73% |
63,61% |
4,27% |
-32,12% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV) |
60,28% |
58,71% |
54,83% |
7,89% |
ПИВОВАРНЯ №1 |
-16,09% |
-13,53% |
-25,09% |
-25,41% |
Из данных следует отметить наибольший прирост в натуральном выражении у таких торговых марок: «Staropramen», «BUD» и «Разумный Выбор».
Ниже рассмотрим данные по производителям в натуральном и денежном выражении:
Рынок пива, если рассматривать через призму долей производителей достаточно структурирован и устоявшийся: около 87% занимают 4 производителя («SunInBev», «Carlsberg», «Оболонь», «ППБ») как в денежном выражении, так и в натуральном.
Ниже рассмотрим динамику долей по производителям:
Производитель |
Грн., приростпадение доли рынка |
Литры, приростпадение доли рынка |
||
2016/2017, % |
2017/2018, % |
2016/2017, % |
2017/2018, % |
|
SunInBev |
2,55% |
1,63% |
3,80% |
0,60% |
Carlsberg |
-0,74% |
0,33% |
-1,05% |
1,62% |
Оболонь |
-1,49% |
-0,86% |
-1,11% |
-0,89% |
ППБ |
0,93% |
-1,37% |
0,90% |
-1,69% |
Private Label |
-1,55% |
0,10% |
-2,26% |
0,73% |
Постоянный прирост доли рынка наблюдается лишь у одного производителя – лидера - «SunInBev».
Ниже рассмотрим приросты и спады объемов продаж в разрезе производителей:
Производитель |
Грн., прирост/падение |
Литры, прирост/падение |
||
2016/2017, % |
2017/2018, % |
2016/2017, % |
2017/2018, % |
|
SunInBev |
36,91% |
34,29% |
29,24% |
12,77% |
Carlsberg |
23,09% |
29,51% |
9,96% |
17,64% |
Оболонь |
12,82% |
19,04% |
6,63% |
4,31% |
ППБ |
35,49% |
15,26% |
22,82% |
-3,49% |
Private Label |
2,16% |
30,03% |
-9,31% |
20,07% |
ТОП 3 производителям показывают положительную динамику за весь анализируемый период.
Нумерическая дистрибьюция
Достаточно большое количество торговых марок имеют высокую нумерическую дистрибуцию – 25 торговых марок имеет нумерическую дистрибьюцию 70 - 99 %, а максимальная дистрибьюция у ТМ «Stella Artois.
Торговая марка |
% Присутствия товара в Сети |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Stella Artois |
99,71% |
99,21% |
99,77% |
STAROPRAMEN |
99,66% |
99,76% |
99,77% |
BUD |
99,66% |
99,72% |
99,73% |
ЧЕРНИГОВСКОЕ |
99,56% |
99,72% |
99,77% |
ЛЬВОВСКОЕ |
99,46% |
99,72% |
98,56% |
Оболонь |
99,41% |
87,34% |
90,85% |
ППБ |
99,32% |
98,97% |
99,57% |
ЖИГУЛИ |
98,97% |
97,32% |
70,33% |
KRONENBOURG |
98,88% |
99,13% |
98,49% |
БАЛТИКА |
98,78% |
99,57% |
98,53% |
TUBORG |
98,10% |
97,59% |
97,83% |
TALLER |
98,10% |
93,73% |
88,17% |
ZIBERT |
98,10% |
85,64% |
86,04% |
BEERMIX |
98,05% |
84,93% |
88,56% |
CORONA EXTRA |
97,36% |
97,08% |
97,98% |
ГАЛИЦКАЯ КОРОНА |
96,29% |
87,53% |
87,55% |
HEINEKEN |
96,19% |
96,29% |
98,18% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV) |
95,56% |
85,48% |
79,79% |
Тетерев |
95,07% |
96,65% |
97,17% |
АРСЕНАЛ |
94,87% |
97,08% |
94,07% |
CARLSBERG |
94,38% |
93,33% |
92,59% |
HOEGAARDEN |
94,24% |
94,00% |
97,56% |
LEFFE |
94,24% |
89,59% |
92,28% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG) |
94,04% |
95,23% |
96,55% |
ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ) |
93,55% |
83,91% |
84,48% |
Ice |
93,41% |
89,90% |
90,15% |
Распределение доли продаж «пиво» по торговым сетям за 2016-2018гг. в грн., л.
В обзоре были учтены данные по 23-м торговым сетям. Через три сети («АТБ-маркет», «Сильпо» и «Фора») проходит 69% продаж в денежном выражении и 73% в натуральном по исследуемой категории «Пиво».
Выводы.
Рынок пива –
1.Достаточно структурирован и в основном контролируется 4 производителями:SunInBev, Carlsberg, Оболонь и ППБ. Доля их составляет около 87% как в денежном, так и в натуральном выражении.
2.Появление новых мощных производителей – маловероятно.
3.Топ – 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Перша Приватна Броварня» и «Балтика») занимают совокупную долю в 37,7% рынка в денежном выражении.
4.ТОП 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Перша Приватна Броварня» и «Разумный выбор» по категории «пиво» в натуральном выражении занимают совокупную долю рынка – 44,6%.
5.Стоит отметить значимость появления СТМ / собственного производства: ТМ «Разумный выбор», ТМ «Своя линия»
6.Категория «пиво» и в будущем будет показывать положительную динамику, хотя прирост будет осуществляться более медленными темпами, особенно в натуральном выражении. Доля СТМ и собственного импорта торговых сетей с каждым годом будет только увеличиваться.
Справка:
1.Розничный аудит был осуществлен по 23 национальным торговым сетям: АТБ Маркет, Сильпо, Фора, Fozzy, Metro, Эко-маркет, Varus, Таврия, Велика Кишеня, Auchan, Копейка, Novus, Фуршет, Траш, Брусница, Рукавичка, Billa, Делви, Пако/Вопак, Колибрис, Корзинка.
2.Исследовательская компания «MRC Brand» представлена на рынке с 2010 года. Основным направлением деятельности организации является розничный аудит - анализ вторичных продаж в национальных сетях Украины. Основная цель компании – обеспечение своих клиентов оперативной и достоверной информацией для принятия выверенных стратегических и тактических решений.
3.Данные для написания статьи были получены по уникальной методике компании MultifactorDataConvergence (MDC). MDC - комбинированный метод сбора и обработки первичной информации из различных источников, в том числе сетевой розницы, основанный на объединении и сближении преимуществ и сильных сторон таких методик анализа розничных каналов сбыта, как сенсус, розничный аудит, storecheck. Основная цель методики - сбор, систематизация, многоуровневая проверка, корректировка и адаптация под потребности Клиента первичных данных из сетевой розницы, полученных различными методами из различных перекрестных источников. MDC является наиболее точным инструментом, предоставляющим производителям и дистрибьюторам важную сравнительную информацию о том, что происходит с продукцией в розничной сети, именно там, где осуществляется его продажа конечному потребителю. Благодаря применению методологии MDC наши Клиенты получают данные, с погрешностью не более 1% от фактических вторичных продаж в анализируемых торговых сетях. Данные без учета: АР Крым, территории, находящихся в АТО.
Читайте также: Как сбалансировать ассортимент на полке для увеличения продаж
По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua
Раздел: Статті >
Теги: пиво, исследование, ритейл
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар