05 июня 2019

Обзор украинского рынка пива 2016 – 2018 года

Обзор украинского рынка пива 2016 – 2018 года

1151

В рамках аудита сетевой розницы, который регулярно проводит компания «MRC-Brand», на основе уникальной процедуры MDC, были проанализированы вторичные продажи пива в 23 национальных розничных сетях (более чем в 2000 магазинах). Полученные результаты позволяют проанализировать динамику развития украинского рынка пива в 2016-2018 годах.

 Общие показатели по рынку

Продажи в денежном выражении демонстрируют уверенный прирост

Исходя из вышеуказанных графиков, можно сделать вывод, что рост в денежном выражении в первую очередь обусловлен инфляционными факторами, т.к. в натуральном выражении наблюдается менее значительный прирост, показывая положительную динамику чуть более  10% ежегодно.

 

Прирост в денежном выражении составил 26,3% и 28% в 2017 и 2018 гг. соответственно. Прирост в натуральном выражении ниже более чем в два раза и составил 14,35% в 2017 году и 10,7% в 2018г.

Ниже рассмотрим динамику средней цены:

Год

2016

2017

2018

Ср.цена(мат)

16,77

17,99

20,18

Средняя цена по категории «пиво»  в 2017 году выросла на 7,3%, в 2018 – на 12,2%.

Рассмотрим динамику долей по видам пива:

Неоспоримым лидером в категории «пиво» является «светлое» пиво.

Положительная динамика за все анализируемые периоды наблюдается по следующим видам: специальное, темное, белое.

Рейтинг торговых марок.

Топ – 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Пеша Приватна Броварня» и «Балтика») занимают совокупную долю в 37,7% рынка в денежном выражении.  

 

Значительный прирост за 2018 год можно отметить по такой торговой марке: ТМ «Staropremen». Можно отметить постоянное снижении доли  ТМ «Оболонь» за три года.

 

ТОП 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Пеша Приватна Броварня» и «Разумный выбор») по категории «пиво» в натуральном выражении занимают совокупную долю рынка  около 44,6%.

Ниже представим приросты/падения по долям ТМ:

Торговая марка

Грн., приростпадение доли рынка

Литры, приростпадение доли рынка

2016/2017, %

2017/2018, %

2016/2017, %

2017/2018, %

ЧЕРНИГОВСКОЕ

0,49%

-0,69%

1,67%

-0,95%

ЛЬВОВСКОЕ

-1,37%

-0,11%

-1,39%

0,67%

Оболонь

-1,07%

-0,86%

-1,36%

-0,75%

ППБ

0,15%

-0,71%

0,35%

-0,89%

БАЛТИКА

-0,67%

0,09%

-0,57%

0,20%

STAROPRAMEN

-0,17%

0,52%

-0,09%

0,48%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG)

-1,14%

-0,02%

0,26%

-0,05%

СВОЯ ЛИНИЯ

-0,03%

-0,21%

-1,61%

0,14%

BUD

-0,38%

-0,26%

0,34%

0,58%

ZIBERT

0,37%

0,60%

-0,25%

-0,48%

GARAGE

1,80%

0,07%

1,18%

0,15%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ)

0,08%

0,13%

0,61%

0,18%

РАЗУМНЫЙ ВЫБОР

-0,35%

0,27%

-0,35%

0,77%

АРСЕНАЛ

0,14%

0,52%

-0,52%

0,62%

Тетерев

-0,38%

0,42%

-0,17%

-0,67%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV)

0,41%

0,47%

0,85%

-0,08%

ПИВОВАРНЯ №1

-0,48%

-0,31%

-0,71%

-0,44%

Положительная динамика по всем показателям за анализируемые периоды наблюдается у следующих торговых марок: «GARAGE» и «Жигулевское (Оболонь)».

Ниже рассмотрим приросты и спады объемов продаж в разрезе торговых марок в денежном и натуральном выражении:

Торговая марка

Грн., приростпадение

Литры, приростпадение

2016/2017, %

2017/2018, %

2016/2017, %

2017/2018, %

ЧЕРНИГОВСКОЕ

30,66%

22,08%

25,43%

5,20%

ЛЬВОВСКОЕ

10,24%

26,52%

1,80%

17,39%

Оболонь

4,43%

6,39%

-6,19%

-2,65%

ППБ

29,57%

13,04%

21,22%

-5,06%

БАЛТИКА

9,81%

30,58%

-3,31%

17,80%

STAROPRAMEN

20,22%

48,04%

10,84%

30,11%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG)

-21,33%

26,95%

22,73%

9,30%

СВОЯ ЛИНИЯ

25,27%

18,66%

-30,33%

17,15%

BUD

8,10%

13,24%

35,59%

40,38%

ZIBERT

44,52%

53,84%

6,77%

-4,39%

GARAGE

122,69%

30,29%

109,12%

17,14%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ)

30,84%

35,37%

40,01%

16,64%

РАЗУМНЫЙ ВЫБОР

5,33%

47,87%

2,85%

38,28%

АРСЕНАЛ

35,57%

59,98%

-12,73%

51,85%

Тетерев

0,73%

63,61%

4,27%

-32,12%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV)

60,28%

58,71%

54,83%

7,89%

ПИВОВАРНЯ №1

-16,09%

-13,53%

-25,09%

-25,41%

Из данных следует отметить наибольший прирост в натуральном выражении у таких торговых марок:  «Staropramen», «BUD»  и «Разумный Выбор».

Ниже рассмотрим данные по производителям в натуральном и денежном выражении:

Рынок пива, если рассматривать через призму долей производителей достаточно структурирован и устоявшийся: около 87% занимают 4 производителя («SunInBev», «Carlsberg», «Оболонь», «ППБ») как в денежном выражении, так и в натуральном.

Ниже рассмотрим динамику долей по производителям:

Производитель

Грн., приростпадение доли рынка

Литры, приростпадение доли рынка

2016/2017, %

2017/2018, %

2016/2017, %

2017/2018, %

SunInBev

2,55%

1,63%

3,80%

0,60%

Carlsberg

-0,74%

0,33%

-1,05%

1,62%

Оболонь

-1,49%

-0,86%

-1,11%

-0,89%

ППБ

0,93%

-1,37%

0,90%

-1,69%

Private Label

-1,55%

0,10%

-2,26%

0,73%

Постоянный прирост доли рынка наблюдается лишь у одного производителя – лидера - «SunInBev».

Ниже рассмотрим приросты и спады объемов продаж в разрезе производителей:

Производитель

Грн., прирост/падение

Литры, прирост/падение

2016/2017, %

2017/2018, %

2016/2017, %

2017/2018, %

SunInBev

36,91%

34,29%

29,24%

12,77%

Carlsberg

23,09%

29,51%

9,96%

17,64%

Оболонь

12,82%

19,04%

6,63%

4,31%

ППБ

35,49%

15,26%

22,82%

-3,49%

Private Label

2,16%

30,03%

-9,31%

20,07%

ТОП 3 производителям показывают положительную динамику за весь анализируемый период.

Нумерическая дистрибьюция

Достаточно большое количество торговых марок имеют высокую нумерическую дистрибуцию – 25 торговых марок имеет нумерическую дистрибьюцию   70 - 99 %, а максимальная дистрибьюция у ТМ «Stella Artois.

Торговая марка

% Присутствия товара в Сети

2016

2017

2018

Stella Artois

99,71%

99,21%

99,77%

STAROPRAMEN

99,66%

99,76%

99,77%

BUD

99,66%

99,72%

99,73%

ЧЕРНИГОВСКОЕ

99,56%

99,72%

99,77%

ЛЬВОВСКОЕ

99,46%

99,72%

98,56%

Оболонь

99,41%

87,34%

90,85%

ППБ

99,32%

98,97%

99,57%

ЖИГУЛИ

98,97%

97,32%

70,33%

KRONENBOURG

98,88%

99,13%

98,49%

БАЛТИКА

98,78%

99,57%

98,53%

TUBORG

98,10%

97,59%

97,83%

TALLER

98,10%

93,73%

88,17%

ZIBERT

98,10%

85,64%

86,04%

BEERMIX

98,05%

84,93%

88,56%

CORONA EXTRA

97,36%

97,08%

97,98%

ГАЛИЦКАЯ КОРОНА

96,29%

87,53%

87,55%

HEINEKEN

96,19%

96,29%

98,18%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (SUNINBEV)

95,56%

85,48%

79,79%

Тетерев

95,07%

96,65%

97,17%

АРСЕНАЛ

94,87%

97,08%

94,07%

CARLSBERG

94,38%

93,33%

92,59%

HOEGAARDEN

94,24%

94,00%

97,56%

LEFFE

94,24%

89,59%

92,28%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (CARLSBERG)

94,04%

95,23%

96,55%

ЖИГУЛЕВСКОЕ (ОБОЛОНЬ)

93,55%

83,91%

84,48%

Ice

93,41%

89,90%

90,15%

Распределение  доли продаж  «пиво»  по торговым сетям за 2016-2018гг. в грн., л.

В обзоре были учтены данные по 23-м торговым сетям. Через три сети («АТБ-маркет», «Сильпо» и «Фора») проходит  69% продаж в денежном  выражении и 73% в натуральном по исследуемой категории «Пиво».

Выводы.

Рынок пива –

1.Достаточно структурирован и в основном контролируется 4 производителями:SunInBev, Carlsberg, Оболонь и ППБ. Доля их составляет около 87% как в денежном, так и в натуральном выражении.

2.Появление новых мощных производителей – маловероятно.

3.Топ – 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Перша Приватна Броварня» и «Балтика») занимают совокупную долю в 37,7% рынка в денежном выражении. 

4.ТОП 5 торговых марок («Черниговское», «Львовское», «Оболонь», «Перша Приватна Броварня» и «Разумный выбор» по категории «пиво» в натуральном выражении занимают совокупную долю рынка – 44,6%.

5.Стоит отметить значимость появления СТМ / собственного производства: ТМ «Разумный выбор», ТМ «Своя линия»

6.Категория «пиво» и в будущем будет показывать положительную динамику, хотя прирост будет осуществляться более медленными темпами, особенно в натуральном выражении. Доля СТМ и собственного импорта торговых сетей с каждым годом будет только увеличиваться.

Справка:

1.Розничный аудит был осуществлен по 23 национальным торговым сетям: АТБ Маркет, Сильпо, Фора, Fozzy, Metro, Эко-маркет, Varus, Таврия, Велика Кишеня, Auchan, Копейка, Novus, Фуршет, Траш, Брусница, Рукавичка, Billa, Делви, Пако/Вопак, Колибрис, Корзинка.

2.Исследовательская компания «MRC Brand» представлена на рынке с 2010 года. Основным направлением деятельности организации является розничный аудит - анализ вторичных продаж в национальных сетях Украины. Основная цель компании – обеспечение своих клиентов оперативной и достоверной информацией для принятия выверенных стратегических и тактических решений.

3.Данные для написания статьи были получены по уникальной методике компании MultifactorDataConvergence (MDC). MDC - комбинированный метод сбора и обработки первичной информации из различных источников, в том числе сетевой розницы, основанный на объединении и сближении преимуществ и сильных сторон таких методик анализа розничных каналов сбыта, как сенсус, розничный аудит, storecheck. Основная цель методики - сбор, систематизация, многоуровневая проверка, корректировка и адаптация под потребности Клиента первичных данных из сетевой розницы, полученных различными методами из различных перекрестных источников. MDC является наиболее точным инструментом, предоставляющим производителям и дистрибьюторам важную сравнительную информацию о том, что происходит с продукцией в розничной сети, именно там, где осуществляется его продажа конечному потребителю. Благодаря применению методологии MDC наши Клиенты получают данные, с погрешностью не более 1% от фактических вторичных продаж в анализируемых торговых сетях. Данные без учета: АР Крым, территории, находящихся в АТО.

Читайте также: Как сбалансировать ассортимент на полке для увеличения продаж

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

 

 По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*