11 грудня 2020

27 ноября, ХХIV Всеукраинский день логиста глазами эксперта логистики

27 ноября, ХХIV Всеукраинский день логиста глазами эксперта логистики

3636

2020 год «взбодрил» весь рынок. Карантинные ограничения для одних компаний стали причиной большого спада, в других компаниях спровоцировали активный рост. Вне зависимости от результатов бизнеса можно с уверенностью сказать, что этот год придал максимальный стимул развития функции логистики во всех компаниях без исключения.

Остановка производства, ограничение перемещения грузов между странами, ограничение перемещения людей – и это только вершина айсберга.

Крупные компании в карантин зашли быстрее и легче. Отработанные годами процессы, которые учитывают в себе омни-направленность, позволили максимально быстро перестроить или до настроить логистику под изменившуюся среду.

Как в этот время действовал средний и малый бизнес? Опыта еще нет, турбулентность сумасшедшая. Также сказывается информационная закрытость сферы логистики в Украине по сравнению с тем же HR-сообществом, в котором компании (крупные и небольшие) уже долгое время открыто на конференциях, бизнес-завтраках и в социальных сетях обмениваются своим опытом. Где и как получить знания и опыт в направлении управления цепочкой поставок?

Для нас такими площадками пока являются обучающие мероприятия и конференции. Я скептически относился к таким ивентам, так как в 95% случаев ты слышал голую теорию, монотонно рассказывающую очередным «супер-пупер» спецом в логистике со всеми заглавными буквами в ФИО. Мне это напоминало время моей учебы в ВУЗе: задача лектора как можно больше начитать, твоя задача потом дома с этим разобраться и понять, где и как эту теорию теперь можно применить.

Мне кажется, что этот год стал переломным в данном вопросе. Крупные компании (пусть немного, но это уже хороших прогресс) начинают открыто рассказывать про свои успехи и провалы в логистике. Можно увидеть переход от формата доклада «Проблема - Вот что мы сделали» к формату «Проблема – Варианты решений – Как выбирали и почему – Вот что мы сделали – И вот на какие грабли наступили». В сфере логистики появляется все больше молодых специалистов и управленцев с новыми подходами, о которых они также готовы «кричать» во все горло, лишь бы было кому и где.

К чему я это все… Если бы еще пару лет назад у меня спросили, стоит ли тратить свои время и деньги на участие в отраслевых ивентах, я бы без малейшего зазрения совести ответил «Нет, и еще раз нет». Задайте мне тот же вопрос сегодня, я отвечу «Да, Ваши инвестиции вам вернуться» и явно видна тенденция, что период возврата инвестиций будет с каждым последующим Вашем участием в таком мероприятии все меньше и меньше.

Одним из таких мероприятий является Всеукраинский День Логиста. 27 ноября прошла уже 24 по счету конференция. По традиции, организаторы постарались закрыть все области логистики: от статистики рынка и таможни, до видения СЕО на логистику.

Что мы услышали и увидели?

Пандемия внесла существенные корректировки в объемы грузопотока во всех видах транспорта. Объемы перевозок в первом полугодии 2020г. снизились по сравнению с первым полугодием 2019г. от 13% в автотранспорте до 70% в речном транспорте. При этом в морских перевозках количество реализованных услуг выросло на 80%.

Также в автотранспорте наблюдается увеличение стоимости услуг, которое связывают с двумя факторами: задержки на границах и рост курса валют, что приводит к росту стоимости топлива. Хотя, с другой стороны, многие компании внутри страны в период карантина смогли со своими перевозчиками договориться о снижении стоимости услуг на 10-15%%, а на услуги курьерских служб – до 35%.

Что касается авиа, здесь все чаще появляются сообщения о рейсах на биотопливе (как правило это смесь с авиатопливом в соотношении 1:1). К чему это приведет? Даст ли это дополнительные бенефиты авиаперевозкам над морскими?

Ситуация на рынке складской недвижимости остается неизменной на протяжении последних 3 лет. Вакантность держится на уровне 2 – 2,5%%, поэтому постепенный ежегодный рост ставок никого уже не удивляет. Арендодатели могут держать длительный период времени свободной часть объекта, не снижая на нее ставки. По словам аналитиков, это происходит по 2 причинам:

- арендодатель понимает, что он рано или поздно найдет арендатора на текущую ставку;

- снижение цены на часть площади может привести к требованиям о снижении от остальных арендаторов.

С другой стороны, не смотря на достаточно высокий спрос, девелоперы продолжают отдавать предпочтение стратегии built-to-suit.

В перспективе ближайших 3-4 лет рынок должен пополниться объектами общей площадью около 150 000 – 200 000 кв.м., но большая часть этого объема будет открыта на Западной Украине.

Таможня. С одной стороны, мы услышали от докладчика, что идет работа в направлении упрощения процессов работы с таможней. Так правительством были приняты 2 закона:

- об участии нашей страны в системе NCTS;

- о создании авторизированных экономических операторах (АЭО) (уточнение к уже имеющемуся закону от 2012 года).

Это дает надежду. Одним компаниям, которые получат статус АЭО, позволит самостоятельно забирать грузы в любое время без участия таможенной службы, для других – ускорение прохождения таможенной очистки за счет того, что информация о грузе в таможенную службу будет поступать в момент загрузки груза в точке отправки.

С другой стороны, мы продолжаем наблюдать за необъяснимыми фактами задержки грузов на таможне. Когда машины с товаром, который уже много раз проходил через границу, могут стоять по несколько недель без объективных причин. Будут ли указанные выше две инициативы действительно шагом вперед мы сможем понять в ближайшие 6 месяцев, период, который отведен Кабинету министров для подготовки фундамента под реализации данных законов.

Много времени на конференции было уделено теме управления товарными запасами. Крупные компании продолжают свой путь от закупочной логистики к управлению цепочкой поставок, перестраивая внутренние процессы взаимодействия между логистикой и коммерческим департаментом.

Закупочная логистика все больше уходит в автоматизацию. Применяются разные модели: от буферных запасов, до управления вероятностью возникновения спроса. Мне кажется, здесь важно не уйти в крайность: вместо того, чтобы заниматься упрощением процессов, мы будем покупать или придумывать самостоятельно все более сложные системы, которые должны учитывать сложности этих же сложных процессов (извините за тавтологию, она здесь используется для усиления эффекта J).

Изменяются процессы в рамках подготовки к промо-периодам, что позволяет улучшить наличие товара на старте запуска акции и снизить излишки на конец проведения промо.

Повышается качество взаимодействия в рамках работы с ассортиментной матрицей: некоторые компании управляют ассортиментом, не как отдельными СКЮ в рамках большой матрицы, а посадочными местами, которые объединяют в себе СКЮ по ранее согласованным признакам. Таким образом компаниям с коротким жизненным циклом продуктов это позволяет более эффективно управлять остатками при частой смене ассортимента – пока старое не продадите, новое на полку не поставите. У данной стратегии есть и минусы, Вы можете отставать от рынка в вопросе появления новинок на Ваших полках. Здесь уже каждая компания должна для себя выбрать путь с учетом финансовой эффективности.

Не могу не выделить тот факт, что еще около 5 лет назад данная тема была у всех компаний закрыта за семью замками. Сейчас же все больше и больше коллег открыто делятся своими успехами. Торжествую.

Инновации. На встрече нам были представлены решения по 3D-моделированию процессов складской логистики, а также автоматизация контроля загрузки и работы погрузочной техники. Продукты могут помочь.

Вам принять более эффективное решение на этапе проектировки складских площадей, а также повысить эффективность работы штабелеров и ричтраков. По словам представителей данных компаний период окупаемости этих технологий при правильном использовании может укладываться в 1 год. Любая новая технология, как и любой стартап, либо ты веришь, анализируешь и пробуешь, либо не веришь и тогда можешь оказаться отстающим. Решать только Вам.

Коллеги, каждая компанию может продолжать держать свою логистику в саркофаге. И тогда еще очень долго мы будем констатировать факт нашего отставания от зарубежных коллег. А можем начать общаться и помогать другу другу, тем самым стимулируя быстрое развитие. Не знаю как Вы, а я за второй вариант. Присоединяйтесь.

 

Присоединяйтесь! https://trademaster.ua/events/conferences/dl

 

Автор: Кирилл Ченкалов, практик логистики Украины.

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*