28 березня 2011

Прогнозируют очередное подорожание алкоголя

Прогнозируют очередное подорожание алкоголя

1390

Ассоциация «Укрводка» подготовила и предоставила Министерству экономики Украины подробные расчеты по формированию минимальных розничных цен (МРЦ) на ликеро-водочные изделия. Кроме того, с просьбой повысить уровень МРЦ «Укрводка» обратилась от лица ведущих производителей алкоголя в письме к первому вице-премьеру Украины Андрею Клюеву. Последние корректировки и предложения были направлены в министерство в феврале текущего 2011г. «Согласно расчетам, минимальная розничная цена должна быть не ниже 24,9 грн. за 0,5 л бутылки водки. Это — наименьшее повышение, какое только возможно с учетом всех факторов. В настоящее время вопрос о корректировке минимальных цен на ликеро-водочную продукцию находится на рассмотрении в Министерстве экономики Украины»,— отмечает директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер. В ассоциации «Укрводка» считают корректировку минимальных оптово-отпускных и розничных цен на ЛВИ обоснованной и необходимой в сложившейся ситуации. Поводом для корректировки минимальных цен в первую очередь является подорожание основных составляющих, формирующих производственную себестоимость ликеро-водочных напитков. Так, с 1 сентября 2010г. ставка акцизного сбора была повышена до 39,4 грн. за 1 л 100%-ного спирта, а с 1 января 2011г. проиндексирована до 42,12 грн. за 1 л 100%-ного спирта. Кроме того, цена на спирт с 2009г. увеличилась вдвое — с 70 грн. за 1 дал до 135 грн. за 1 дал. В то же время выросли в цене и другие составляющие стоимости алкоголя. Так, в частности, производители стеклотары подняли цену на свою продукцию на 20%. При этом производители обеспокоены увеличением налоговой нагрузки и постоянным подорожанием сырья и комплектующих, поскольку покупательская способность населения существенно снизилась. «Это может привести к тому, что потребитель переориентируется на товар, более доступный по цене без учета его качества, нелегально изготовленный, или самогоноварение»,— комментирует Иван Жолнер. По его словам, в среднем производители сократили рентабельность до 5%, стремясь не допустить резкого подорожания продукции для потребителя. Однако бесконечно сдерживать повышение цены за счет сокращения рентабельности невозможно, считают в ассоциации «Укрводка». «Производители вряд ли смогут удержать рост цен в 2011г.: очень серьезно изменилась структура себестоимости продукции. Это угроза как для отрасли в целом, так и для каждого отдельного производителя. Особенно если учесть, что многие производители имеют большую долговую нагрузку»,— отметил президент компании Nemiroff Александр Глусь. Кроме того, как считают участники рынка, рост себестоимости продукции — актуальный вопрос как для производителей, работающих на внутреннем рынке, так и для экспортеров. «Конкурентоспособность украинской водки, произведенной на основе дорогого спирта, значительно уменьшается по сравнению с напитками производителей из других стран, приготовленных на основе менее дорогих составляющих. Таким образом, перед украинскими производителями возникла угроза потери внешних рынков вследствие неконкурентоспособности продукции»,— отмечает Александр Глусь. Участники рынка сходятся во мнении, что очень важно, чтобы в Украине был сохранен легальный сектор. «Украине очень важно сохранить легальный рынок крепкого алкоголя как бюджетообразующей отрасли»,— подытоживает Иван Жолнер. Как утверждают представители отрасли, минимальные цены являются механизмом регулирования рынка и противодействия распространению контрафактной продукции. По мнению участников рынка, ценовое ограничение исключает возможность реализации нелегальной продукции в торговых сетях, по демпинговым ценам за счет неуплаты налогов и создает необходимые экономические гарантии для легальных производителей. Минимальная цена также выступает индикатором качества продукции для потребителя. Первый минимум Впервые минимальные цены на импортный и украинский алкоголь были введены постановлением Кабмина еще в 2001г. Водка тогда не могла стоить дешевле чем 5,47 грн. за 0,5 л. А в 2003г. МРЦ были повышены до до 6,24 грн. за бутылку 0,5 л. Тогда доля тени крепкого алкоголя доходила, по некоторым данным, и до половины всего объема рынка. Нововведение дало свои результаты. Так, за четыре года удалось сократить долю теневого рынка до 18%. Эта цифра была непоколебимой на протяжении нескольких лет. Однако в 2005г. МРЦ были отменены. На возобновлении этой практики для борьбы с теневым рынком настаивала ассоциация «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ). Союз имел в свое время консолидированную позицию всей отрасли, широкий пул, грамотных лоббистов и потому имел некоторое влияние на принятие тех или иных решений на уровне власти. Вернули нижнюю ценовую планку уже в 2008г. Теперь самая дешевая водка стоит не менее 14 грн. за 0,5 л. В кризис государство активно латало бюджетные дыры все больше за счет подакцизных товаров и ставки акцизного сбора повышались по два раза в год. Соответственно, дорожала и цена на полке. Таким образом, повышенные МРЦ в 2009г. до 17,96 грн. за 0,5 л не смогли удержать рост теневого производства алкоголя. И на данный момент производители могут только мечтать о прежнем уровне доли контрафакта в 18%, поскольку за время активного увеличения фискальной нагрузки тень завоевала, по оценке ассоциации «Укрводка», до 25-30% в 2011г. Чем обернется нынешняя инициатива — неизвестно. Производители уже пытались повлиять на рост МРЦ в прошлом году. Тогда был уже подготовлен законопроект, в котором Министерство экономики инициировало повышение минимальной розничной цены на водочную продукцию на 14,1% — до 20,5 грн. за бут. 0,5 л, на виноградное вино — на 33,3%, до 16 грн. за бут. 0,7 л в стеклянной таре и за 1 л в другой таре. И впервые было предложено установить МРЦ на вина игристые и шампанские до 24 грн. за бутылку 0,7 л и вина газированные до 17 грн. До этого участники алкогольного рынка неоднократно обращались с просьбой повысить МРЦ и проект Минэкономики был для них долгожданным. Также сразу несколько крупных производителей водки писали письма властям о росте цен на стеклянную бутылку, о росте цен на спирт, что несомненно влияет на конечную стоимость продукции. Несговорчивая лоза Обрела свои МРЦ и винная продукция. Кабмин установил минимальные розничные цены на вино в размере 12 грн. за бутылку 0,7 л в стеклянной таре и 12 грн. за 1 л в бумажной таре с 1 декабря 2009г. Как сообщил тогда исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский, это решение было вызвано необходимостью ограничить реализацию некачественного товара на рынке. Однако не все виноделы были рады новшеству. Да и единого мнения об уровне МРЦ у участников рынка также не было. Ряд виноделов выступили против внедрения каких-либо минимальных цен, обозначив меру как нерыночный регулирующий метод. При этом ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» предложила как возможный компромиссный вариант введение минимальных розничных цен на уровне 10-11 грн. за бутылку (0,7 л) винодельческой продукции. Представители Минфина выступили категорически против введения ставки МРЦ на уровне 13 грн., которые предлагают представители крупных холдингов. «Такую позицию поддерживают до 10% участников рынка, преимущественно представители крупных алкогольных холдингов, цель которых — через внедрение минимальных розничных цен отстоять собственные маркетинговые затраты на продвижение брендов»,— заявляли тогда в ассоциации «Виноградари и виноделы Украины». А само внедрение МРЦ в организации посчитали нерыночным механизмом регулирования рынка. Лоббисты прогнозировали уход с рынка некачественной продукции. МРЦ должны были стать серьезной преградой для суррогатной жидкости, выдаваемой за вино. Так и случилось. Новшество заметно сократило количество производителей некачественного продукта. О намерении производить вино в пакетах заявили несколько крупнейших операторов рынка. Хотя до сих пор компании не рисковали запускать свои бренды в сегменте, где работали производители дешевых крепленых вин. Планировали запуск пакетированного вина Первый Национальный винодельческий холдинг (ПНВХ, ТМ Inkerman). Обещали выйти в этот сегмент «Алеф-Виналь» (ТМ «Золотая амфора») и «Баядера». Однако запуск произошел далеко не у всех. Не только водка Необходимо повышение уровня МРЦ и для коньяков, считают производители. По их подсчетам, уровень нижней ценовой границы должен быть выше существующего, но учитывая выдержку напитка. Сейчас же коньяк с тремя звездами не может стоить дешевле 26,32 грн., четыре звезды — 29,23 грн., пять звезд — 33,34 грн. Законопроектом Минэкономики предлагалось ввести данную меру и для главного напитка новогодних праздников. Так, в прошлом году впервые было предложено установить МРЦ на вина игристые и шампанские до 24 грн. за бутылку 0,7 л и вина газированные до 17 грн. Однако это так и осталось предложением и не более. На этот раз лоббисты крепкого алкоголя добиваются и установления минимума для пива. Производители водки и пива уже давно обмениваются обвинениями и контратаками. Так, пивовары заявляли, что вследствие лоббистских действий в Верховной Раде со стороны производителей ликеро-водочной продукции на них оказывается давление. Претензии сводились к ограничению рекламы пива. Также водочники время от времени лоббируют приравнивание пива к крепкому алкоголю, что ограничит конкурентов в сфере рекламы. В то же время сами участники рынка крепкого алкоголя недовольны и стоимостью пенного напитка. «Не может пиво стоить также или дешевле сока и молока»,— возмущается источник в одном из крупнейших алкогольных холдингов в Украине. По его словам, минимальная розничная цена для пива должна быть на уровне не менее чем 10 грн. за 0,5 л, а для 1 л — соответственно 20 грн. Как заявил источник, также предлагается повысить нижний уровень цен и для вина с действующих 12 грн. до 20 грн. Источник: www.pivnoe-delo.info Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*