20 січня 2011
Для генерального директора. Как сделать совещание эффективным?
Даже в ситуации «падения» рынков и снижения покупательной способности населения многие отечественные предприятия смогли предложить потребителям новые продукты и услуги — более дешевые аналоги западных образцов, не уступающие им по качеству. Это позволило не только сохранить объем продаж, но и увеличить прибыль и даже создать новые рабочие места.
Как же удалось это сделать? Для того чтобы выжить и расти во время кризиса, эти предприятия смогли провести серьезную реорганизацию, преодолев неизбежное сопротивление работников. Чтобы найти эффективные способы выхода из затруднений, руководитель должен задействовать творческий потенциал команды управленцев и всего коллектива, инициировать изменения, предложить усовершенствования бизнес-процессов, провести организационные изменения.
Важным инструментом управления являются совещания (планерки, летучки, пятиминутки): во многих компаниях присутствие на них отнимает львиную долю времени top-менеджеров. При этом руководители не только принимают участие в совещаниях, но и сами их организуют.
Если совещание не планируется заранее, оно нередко оказывается для участников напрасной тратой времени. Бесконечные, а главное бесполезные совещания — характерная примета «бюрократической» корпоративной культуры. В организации с такой культурой работники, обладающие высоким профессионализмом и способностями руководить людьми, нередко отказываются становиться руководителями. При этом очень важным мотивом нежелания быть зачисленным в кадровый резерв для карьерного продвижения выступает нежелание терять время на подобного рода «заседаниях».
Эффективное совещание — это групповая работа, в процессе которой руководитель:
- получает от участников нужную информацию;
- ставит перед подчиненными цели и задачи (дает задания);
- информирует сотрудников о принятых решениях;
- организует коллегиальное принятие решений.
- определить цель/сформулировать, какой результат нужно получить;
- определить, кто из сотрудников должен принимать участие в совещании;
- своевременно проинформировать участников совещания о повестке дня;
- определить, что должны подготовить участники к совещанию;
- установить критерии, по которым будут оцениваться предложенные варианты решений.
- на совещание приходят не разбирающиеся в проблеме/не владеющие нужной информацией работники;
- значительно увеличивается время на обсуждение;
- обсуждаются «спонтанные» решения — те, которые первыми пришли в голову;
- решение проблемы не находится;
- принятое решение не исполняется;
- принимаются неэффективные с точки зрения бизнеса решения;
- участники не включаются в совместную работу.
Типы совещаний
Инструктивное. Задача — обеспечить своевременное выполнение распоряжений, передачу подчиненным необходимых сведений (информация поступает сверху вниз). Оперативное. Задача — оперативно получать данные о текущем состоянии дел в компании (информация поступает снизу вверх). Проблемное. Задачи — включить участников в процесс поиска новых возможностей и обсуждение путей решения проблем; обеспечить высокий уровень личной вовлеченности каждого. Проблемное совещание — это групповая форма работы, которая помогает:- найти способы преодоления затруднений/решения сложных задач (производственных, технических, финансовых и др.);
- рассмотреть перспективы развития организации;
- обсудить инновационные проекты и т. д.
- отсутствие готовых алгоритмов решения проблем;
- активное вовлечение всех участников в процесс изменений;
- как правило, жесткие временные ограничения.
- определять желательные роли* в команде и подбирать участников, которые могут их исполнять;
- гибко менять формы работы (групповые дискуссии, высказывание участниками своего мнения по обсуждаемому вопросу, работа в микрогруппах);
- прояснять позиции участников обсуждения, фиксировать выводы, «визуализировать» процесс обсуждения (использовать схемы, диаграммы, графики и т. п.), резюмировать итоги дискуссии;
- объединять участников в микрогруппы, с тем, чтобы каждая группа проработала один из пунктов плана совещания и презентовала свои результаты;
- вводить элемент состязательности: предлагать нескольким микрогруппам разработать альтернативные решения/сценарии, а затем совместно их обсудить и т. п.
- Сформулировать тему совещания, сделать краткий анализ ситуации, описать суть проблемы.
- Точно определить цель совещания.
- Сформулировать ожидаемый результат и критерии для принятия решений.
- Составить список участников совещания.
- Определить место и время его проведения, согласовать время с участниками.
- Составить регламент совещания (повестка и временные рамки).
- Своевременно проинформировать участников о проведении совещания (при подготовке информационного письма особое внимание следует уделить описанию индивидуальных заданий для участников).
- Придерживаться повестки дня.
- Заслушать каждого участника — в соответствии с регламентом.
- Организовать процесс обсуждения.
- Контролировать соблюдение регламента.
- Обсудить каждый из предложенных вариантов.
- Принять итоговое решение (сформулировать окончательный вариант).
- излишняя вовлеченность в работу группы (руководитель увлекается процессом обсуждения и поиска новых идей, забывая о необходимости управлять процессом);
- отсутствие подготовки;
- негибкое следование предварительно составленному плану (процесс обсуждения не корректируется с учетом новых данных, новых идей и т. п.);
- недостаточное разнообразие в подборе участников совещания;
- потеря контроля (за эмоциональным состоянием участников совещания, за временем, процессом обсуждения и т. п.).
Честерфилд
Чтобы эффективно проводить проблемные совещания, руководителю необходимо развивать следующие компетенции и навыки:- умение фиксировать и визуализировать материал обсуждений группы в виде схем, отражающих суть обсуждаемой проблемы;
- умение фасилитировать** процесс обсуждения, используя методы активного слушания;
- умение резюмировать и подводить итоги обсуждения;
- умение задавать конструктивные вопросы, которые помогают группе в поиске решения;
- навыки проведения презентаций;
- умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- способность понимать эмоциональное состояние других людей;
- умение завоевывать доверие сотрудников;
- умение убеждать других в необходимости изменений;
- умение оказывать влияние на участников обсуждения;
- умение оказывать поддержку сотрудникам — вдохновлять, воодушевлять, стимулировать и др.
- участники активно включились в групповое обсуждение;
- каждый человек смог выразить свое мнение, его идеи и предложения были услышаны остальными;
- руководитель обобщил мнения и ценные предложения всех участников совещания;
- найден способ решения проблемы;
- разработан план дальнейших действий;
- результат групповой работы получил одобрение вышестоящего руководства, акционеров или коллектива предприятия.
- вовлечения в процесс обсуждения всех участников, усиления их заинтересованности, раскрытия потенциала;
- помощи участникам в понимании и принятии различных точек зрения;
- развития сотрудничества;
- управления групповой динамикой;
- обеспечения в процессе обсуждения психологически безопасной атмосферы;
- помощи всем членам группы в осознании стоящих перед ними общих целей;
- помощи в достижении консенсуса.
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар