20 січня 2011

Для генерального директора. Как сделать совещание эффективным?


2523

Даже в ситуации «падения» рынков и снижения покупательной способности населения многие отечественные предприятия смогли предложить потребителям новые продукты и услуги — более дешевые аналоги западных образцов, не уступающие им по качеству. Это позволило не только сохранить объем продаж, но и увеличить прибыль и даже создать новые рабочие места. Как же удалось это сделать? Для того чтобы выжить и расти во время кризиса, эти предприятия смогли провести серьезную реорганизацию, преодолев неизбежное сопротивление работников. Чтобы найти эффективные способы выхода из затруднений, руководитель должен задействовать творческий потенциал команды управленцев и всего коллектива, инициировать изменения, предложить усовершенствования бизнес-процессов, провести организационные изменения. Важным инструментом управления являются совещания (планерки, летучки, пятиминутки): во многих компаниях присутствие на них отнимает львиную долю времени top-менеджеров. При этом руководители не только принимают участие в совещаниях, но и сами их организуют. Если совещание не планируется заранее, оно нередко оказывается для участников напрасной тратой времени. Бесконечные, а главное бесполезные совещания — характерная примета «бюрократической» корпоративной культуры. В организации с такой культурой работники, обладающие высоким профессионализмом и способностями руководить людьми, нередко отказываются становиться руководителями. При этом очень важным мотивом нежелания быть зачисленным в кадровый резерв для карьерного продвижения выступает нежелание терять время на подобного рода «заседаниях». Эффективное совещание — это групповая работа, в процессе которой руководитель:
  • получает от участников нужную информацию;
  • ставит перед подчиненными цели и задачи (дает задания);
  • информирует сотрудников о принятых решениях;
  • организует коллегиальное принятие решений.
Для того чтобы совещание прошло эффективно, необходимо:
  • определить цель/сформулировать, какой результат нужно получить;
  • определить, кто из сотрудников должен принимать участие в совещании;
  • своевременно проинформировать участников совещания о повестке дня;
  • определить, что должны подготовить участники к совещанию;
  • установить критерии, по которым будут оцениваться предложенные варианты решений.
Отсутствие этапа подготовки приводит к тому, что:
  • на совещание приходят не разбирающиеся в проблеме/не владеющие нужной информацией работники;
  • значительно увеличивается время на обсуждение;
  • обсуждаются «спонтанные» решения — те, которые первыми пришли в голову;
  • решение проблемы не находится;
  • принятое решение не исполняется;
  • принимаются неэффективные с точки зрения бизнеса решения;
  • участники не включаются в совместную работу.
Во время кризиса руководители гораздо чаще сталкиваются с непредвиденными ситуациями, сложными бизнес-проблемами. Для поиска действенных решений в таких случаях эффективны «проблемные» совещания.

Типы совещаний

Инструктивное. Задача — обеспечить своевременное выполнение распоряжений, передачу подчиненным необходимых сведений (информация поступает сверху вниз). Оперативное. Задача — оперативно получать данные о текущем состоянии дел в компании (информация поступает снизу вверх). Проблемное. Задачи — включить участников в процесс поиска новых возможностей и обсуждение путей решения проблем; обеспечить высокий уровень личной вовлеченности каждого. Проблемное совещание — это групповая форма работы, которая помогает:
  • найти способы преодоления затруднений/решения сложных задач (производственных, технических, финансовых и др.);
  • рассмотреть перспективы развития организации;
  • обсудить инновационные проекты и т. д.
Результатом работы группы должно стать принятие коллегиального решения. К особенностям проблемного совещания следует отнести:
  1. отсутствие готовых алгоритмов решения проблем;
  2. активное вовлечение всех участников в процесс изменений;
  3. как правило, жесткие временные ограничения.
Для повышения уровня вовлеченности участников в процесс обсуждения, поиска вариантов и принятия решения руководитель может:
  • определять желательные роли* в команде и подбирать участников, которые могут их исполнять;
  • гибко менять формы работы (групповые дискуссии, высказывание участниками своего мнения по обсуждаемому вопросу, работа в микрогруппах);
  • прояснять позиции участников обсуждения, фиксировать выводы, «визуализировать» процесс обсуждения (использовать схемы, диаграммы, графики и т. п.), резюмировать итоги дискуссии;
  • объединять участников в микрогруппы, с тем, чтобы каждая группа проработала один из пунктов плана совещания и презентовала свои результаты;
  • вводить элемент состязательности: предлагать нескольким микрогруппам разработать альтернативные решения/сценарии, а затем совместно их обсудить и т. п.
При подготовке совещания руководитель должен:
  1. Сформулировать тему совещания, сделать краткий анализ ситуации, описать суть проблемы.
  2. Точно определить цель совещания.
  3. Сформулировать ожидаемый результат и критерии для принятия решений.
  4. Составить список участников совещания.
  5. Определить место и время его проведения, согласовать время с участниками.
  6. Составить регламент совещания (повестка и временные рамки).
  7. Своевременно проинформировать участников о проведении совещания (при подготовке информационного письма особое внимание следует уделить описанию индивидуальных заданий для участников).
Во время проведения совещания руководитель должен:
  1. Придерживаться повестки дня.
  2. Заслушать каждого участника — в соответствии с регламентом.
  3. Организовать процесс обсуждения.
  4. Контролировать соблюдение регламента.
  5. Обсудить каждый из предложенных вариантов.
  6. Принять итоговое решение (сформулировать окончательный вариант).
Выдать каждому участнику задание и наметить срок контроля их исполнения. Организация работы группы подчиненных во время проведения проблемного совещания — творческая, но достаточно сложная задача. Типичные ошибки новичков:
  • излишняя вовлеченность в работу группы (руководитель увлекается процессом обсуждения и поиска новых идей, забывая о необходимости управлять процессом);
  • отсутствие подготовки;
  • негибкое следование предварительно составленному плану (процесс обсуждения не корректируется с учетом новых данных, новых идей и т. п.);
  • недостаточное разнообразие в подборе участников совещания;
  • потеря контроля (за эмоциональным состоянием участников совещания, за временем, процессом обсуждения и т. п.).
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, — выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.

Честерфилд

Чтобы эффективно проводить проблемные совещания, руководителю необходимо развивать следующие компетенции и навыки:
  • умение фиксировать и визуализировать материал обсуждений группы в виде схем, отражающих суть обсуждаемой проблемы;
  • умение фасилитировать** процесс обсуждения, используя методы активного слушания;
  • умение резюмировать и подводить итоги обсуждения;
  • умение задавать конструктивные вопросы, которые помогают группе в поиске решения;
  • навыки проведения презентаций;
  • умение управлять своим эмоциональным состоянием;
  • способность понимать эмоциональное состояние других людей;
  • умение завоевывать доверие сотрудников;
  • умение убеждать других в необходимости изменений;
  • умение оказывать влияние на участников обсуждения;
  • умение оказывать поддержку сотрудникам — вдохновлять, воодушевлять, стимулировать и др.
Можно выделить ряд критериев, на основании которых совещание считается успешным:
  • участники активно включились в групповое обсуждение;
  • каждый человек смог выразить свое мнение, его идеи и предложения были услышаны остальными;
  • руководитель обобщил мнения и ценные предложения всех участников совещания;
  • найден способ решения проблемы;
  • разработан план дальнейших действий;
  • результат групповой работы получил одобрение вышестоящего руководства, акционеров или коллектива предприятия.
Принятые во время проведения проблемного совещания решения следует донести до топ-менеджеров и остальных сотрудников. Необходимо помнить, что важнейшее условие успешности групповой работы — доверие людей к руководителю, которое можно заслужить только профессионализмом и высокими моральными качествами. *Р. М. Белбин (Raymond Meredith Belbin) — специалист в области оценки и развития управленческих команд, определяет роль как «полезную модель поведения в команде». ** Фасилитация (англ. facilitate — облегчать, помогать, способствовать) — помощь группе в достижении поставленных целей, выполнении определенного задания, решении проблемы или достижении соглашения и т. п. Суть работы фасилитатора — повышение эффективности работы группы за счет:
  • вовлечения в процесс обсуждения всех участников, усиления их заинтересованности, раскрытия потенциала;
  • помощи участникам в понимании и принятии различных точек зрения;
  • развития сотрудничества;
  • управления групповой динамикой;
  • обеспечения в процессе обсуждения психологически безопасной атмосферы;
  • помощи всем членам группы в осознании стоящих перед ними общих целей;
  • помощи в достижении консенсуса.
Источник: HR-Лига Автор: Клюев Игорь, Авраменко Анна

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*