Как показывает анализ финансовой информации последних лет, отечественный ритейл окончательно созрел для количественного и, что немаловажно, качественного роста. Воспользовавшись промедлением мировых сетей с приходом в страну, украинские торговцы решили самостоятельно занять все потенциально свободные ниши на внутреннем рынке. Но поскольку для успешного проведения операции по региональному расширению уже явно недостаточно только лишь операционной прибыли, на повестку дня встал вопрос о получении "быстрых денег" - привлечения внешних источников финансирования. Желающих обратиться в "новую веру" братьев-розничников с радостью встретили представители финансовых кругов, предложив им полный комплект услуг: от кредитов и облигаций до проведения
IPO .Но нашему торговому человеку, как показывают первые опыты денежных заимствований, более всего по душе пришлись кредиты и облигации, предоставляемые отечественными банками и фондами. Отечественные сети с радостью потянулись к кредитам - вначале взаймы брали небольшие суммы, но с ростом сетей аппетит ритейлеров увеличивался. Счет пошел на миллионы - наиболее знаменательным событием на рынке кредитования стало получение займов на сумму $100 млн сетями "Интермаркет" и "Велика Кишеня".Все полученные от кредитов средства, по сповам главы наблюдательного совета компании "Велика Кишеня"
Романа Лунина, направляются на региональное развитие и создание новых торговых точек, приобретение оборудования. Выгода для ритейла от получения дополнительных средств, считает директор департамента финансов ТК "Интер-маркет"
Игорь Кондрат, налицо: увеличение количества объектов торговли, товарооборота, прибыли, уменьшение накладных расходов.
Не менее привлекателен процесс кредитования и для банков - они получают твердые гарантии возврата выделенных под определенный процент денежных сумм (см. "Мнение банкира"). Поэтому банки охотно кредитуют крупные розничные компании, снижая им ставки, улучшая условия получения кредитов.
Но есть у этого процесса и свои подводные камни: кредиты выдаются только под залог, в качестве которого выступают недвижимость, оборудование, товарно-материальные запасы, транспорт, поручительство третьих лиц. В последнем случае доля собственного вклада в проект должна быть не меньше 30%. Кроме того, залоговое имущество страхуется в страховой компании, аккредитованной банком.
Основная сложность на этапе рассмотрения кредитной заявки и принятия решения о выдаче кредита - правильная оценка бизнеса получателя кредита и его уровня кредитоспособности, проводимая по данным финансовой и управленческой отчетности. Зачастую банки не ограничиваются выдачей кредита и оформлением договора залога, все чаще они осуществляют финансовый мониторинг использования кредитов, участвуют в управлении проектом, контролируют строительство торговых объектов и текущую деятельность предприятия. А это не всегда нравится собственникам розничного бизнеса. Поэтому наряду с кредитами они все чаще прибегают к выпуску облигаций как дополнительному способу получить внешнее финансирование.
ОБЛИГАЦИИ
В 2005 г облигации на сумму 50 млн грн. выпустила корпорация
Fozzy Group, в нынешнем этот финансовый инструмент задействовали "Фуршет" - 30 млн грн., "Интермаркет" - 50 млн грн. и "Таврия В" -35 млн грн. Как и получение кредитов, выпуск облигаций имеет свои преимущества и недостатки
(таблица 2).
Наиболее привлекательны облигации тем, что, приобретая их, инвестор дает денежные средства "в долг" компании практически без займа, проявляя тем самым доверие к эмитенту. Предоставляя возможность руководить доходностью благодаря механизму оферты, облигации не препятствуют эффективному управлению предприятием при меньшем риске перехода собственности в
чужие руки,
Кроме этого, размещение облигаций компании формирует ее позитивный имидж среди широкого круга потенциальных инвесторов, облегчая в дальнейшем продвижение к
IPO.
Существует несколько способов классифицировать облигации, основные из них -срочность обращения и уровень надежности. Так, в соответствии с первой классификацией принято разделять эти ценные бумаги на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
(таблица 1). В прикладном значении это означает, что вложение средств на длительное время сопряжено с определенными рисками, поэтому долгосрочные облигации должны иметь более высокую доходность по сравнению с краткосрочными, представляя собой своеобразную денежную компенсацию инвесторам. Разделение облигаций, основанное на уровне надежности, принимает в расчет то, что выпуск как долгосрочных, так и краткосрочных облигаций во многом зависит от конъюнктуры рынка - всегда существует риск, что ценные бумаги не будут иметь спрос, что неизбежно приведет к значительным затратам компании, выпустившим их. В процессе такой оценки деятельности предприятия учитываются не только показатели развития самой компании, но и экономическая обстановка, тенденции местного рынка
.
Соответственно, самыми надежными считаются корпоративные облигации класса А - именно такой класс был присвоен облигациям компании
City.
com (см. интервью с финансовым директором компании Анатолием Заславчиком).
IPO ДЛЯ 000
Кредиты и корпоративные облигации, несмотря на привлекательные стороны и недостатки, как показывает мировая практика, являются инструментами, используемыми преимущественно на ранних этапах развития компании. По мере ее роста и "взросления" неизбежно меняется и механизм привлечения заемных средств. Показателем "зрелости" может считаться готовность компании к первичному публичному размещению акций компании на фондовом рынке (
Initial Public Offering -
IPO).
IPO делает компанию публичной, открывая путь к неограниченным источникам финансов. Кроме того, необходимость проведения аудита и перестройки всего бизнеса приводит к тому, что весь бизнес-механизм начинает работать слаженно. Зачастую решение о проведении
IPO непосредственно связано с требованием иностранных акционеров, которые таким образом стараются увеличить свою прибыль от работы компании и структурировать бизнес Первопроходцем на этом пути стала компания
Ukrproduct Group, которая провела 1Р0 на альтернативном рынке инвестиций Лондонской фондовой биржи, выручив за 27,2% собственных акций $11,3 млн. Подобный поворот событий вселил радужные надежды в сердца не только производителей, но и ритейлеров - о намерении идти на
IPO открыто заявили
City.
com и "Интермаркет".
Мало того, что проведение IPO - удовольствие не из дешевых и требует значительных затрат, западные биржи проводят крайне жесткую политику отбора эмитентов. И даже при удачном решении этого вопроса эмитенту не всегда гарантирован положительный результат. Наиболее наглядным примером неудачно проведенного IPO стало размещение на Лондонской фондовой бирже в 2005 г. 30% акций российской "Пятерочки". Изначально переоцененная стоимость компании и ошибки в планировании действий на бирже привели к тому, что перед руководством "Пятерочки" встал вопрос о пересмотре корпоративных стандартов, что неизбежно требует новых крупных инвестиций...
Возможно, подобные ошибки были допущены вследствие бурного роста российского ритейла. Хотелось бы надеяться, что отечественные торговые компании, которые вскоре дорастут до по-настоящему больших денег, не повторят их.
Таблица1. Классификация корпоративных облигаций по сроку обращения
Краткосрочные | До 1 года |
Среднесрочные | от 1 до 3 лет |
Долгосрочные | более 3 лет |
Источник: компания BPTGROUP
Мнение банкира
ЭРИК НАЙМАН,начальник управления инвестиционно-банковских услуг АКБ "Укрсоибанк":
Интерес торговли к внешним источникам финансирования обусловлен нацеленностью ритейлеров на быстрый рост торговой сети, когда на первое место по значимости ставится сам факт привлечения ресурсов для развития, а не их стоимость.
Пока розничные компании используют три основных источника -дебиторскую задолженность перед поставщиками товаров, банковские кредиты и облигации.
Первый источник - самый выгодный, но ограничивается способностью ритейлеров "уговорить" поставщиков на отсрочку оплаты за проданный товар, а также финансовыми способностями самих поставщиков.
Второй требует залогов, обычно в виде недвижимости. Поэтому он на втором месте по выгодности и интересу для торговли.
Выпуск облигаций - как правило, беззалоговый, но может обойтись дороже кредитных ресурсов.
Начавшееся сотрудничество между ритейлерами и банками можно назвать достаточно плотным и плодотворным. Но опасения по поводу того, что финучреждения будут покупать ритейлеров, не имеют оснований - уж слишком непрофильный это бизнес для банков. Да и рост банковского сектора сопоставим с ростом розничной торговли. Помимо прочего, банки заинтересованы в выходе украинских ритейлеров на
IPO, поскольку это повысит прозрачность бизнеса торговцев.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С РИТЕИЛЕРОМ
АНАТОЛИЙ ЗАСЛАВЧИК, руководитель департамента контроллинга, финансовый директор холдинга AVentures Group
Анатолий, как проходила процедура размещения и накакие цели были использованы полученные деньги?
- Компания City.com начала процесс размещения облигаций10 июля .Срок обращения выпущенных бумаг - с 10 июля2006 г. до 4 июля 2011 г. Облигации выпущены в бездокументарной форме номиналом 1000 грн. с фиксированной доходностью 15% годовых в гривне для первого-второго купонных периодов(купонный период - 91 день).
Доходность на следующие купонные периоды устанавливается эмитентом дополнительно, но не может быть менее 3% годовых в гривне. Выпуск предусматривает возможность досрочного выкупа облигаций.
Согласно решению рейтингового комитета агентства "Кредит Рейтинг", эмиссии облигаций компании
City.
com был присвоен рейтинг иаА - в наименьшей степени подверженный риску неплатежа по основной сумме долга или процента по нему среди долговых обязательств спекулятивного уровня.
Распределились облигации между 10 финансовыми учреждениями и одним нефинансовым юридическим лицом. Характерная деталь: выпущенные облигации имеют дополнительное обеспечение - поручителем выпуска выступила компания "Юнитрейд 2000" (компания
TRE'
n'
D).
Деньги от эмиссии распределились в отношении 4-4-2: одна часть - $4 млн - использовалась на открытие трех гипермаркетов City.com до конца года. Около $4 млн направлено на реструктуризацию товарных кредитов, а также той части банковских кредитов (около $2 млн.), стоимость которых выше стоимости облигаций
Следует заметить, что главной целью
City.
com было не увеличение количества торговых точек. Стратегия компании предусматривает открытие гипермаркетов с высокой эффективностью деятельности при условии соблюдения всех стандартов (локация, размещение, оборудование). Размещение облигаций завершилось 5 сентября текущего года.
-
В каком размере были произведены выплаты по облигациям?
- 9 октября компания City.com выплатила доход по ценным бумагам из расчета 15% годовых (37,4 грн. на одну облигацию номиналом 1 тыс. грн.) за первый купонный период по своим облигациям. Общая сумма выплат составила 1,87 млн. грн.
- Почему изменились первоначальные планы по выпуску кредитных нот (Credit-Linked Notes, CLN)?
- Действительно, изначально планировали получить $50 млн посредством выпуска на эту сумму кредитных нот в октябре-ноябре. Двухлетние бумаги на сумму $50 млн. собирались разместить под 12% годовых, а затем в 2007-2008 гг. - выйти на IРО, разместив миноритарный пакет акций компании.
Получив первый опыт публичного размещения ценных бумаг, мы решили и дальше привлекать для финансирования бизнеса средства, полученные на внутреннем рынке ценных бумаг. Поэтому вместо
CLN будут эмитированы облигации внутреннего займа, которые представляются нам более быстрыми деньгами.
- Повлиял ли полученный опыт на планы по проведению IPO?Планы компании относительно IPO остались неизменными. Мы уверены, что его проведение будет успешным и нашему примеру последуют и другие ритейлеры. Мы намерены осуществить выход на IPO в ближайшие несколько лет.
Справка Холдинг AVentures Group работает на украинском рынке IT-электроники с 1994 г. В настоящий момент в холдинг входят группа дистрибьюторских (Direct Line, Udicom, Service Master) и группа розничных (Unitrade, City.com, melofon) компаний, а также организация по управлению коммерческой недвижимостью - TRE'n'D (Trade Real Estate and Development), консалтинговая компания B.zone (Бизнес-Зона). В формате пилотных проектов холдинга развиваются также сеть супермаркетов бытовой электроники "Самобыт" и сеть салонов цифровой фототехники Megapixel.
Таблица . Сравнительные условия кредитования и облигационных заимствований для предприятий-эмитентов
Параметры сравнения
|
Банковские кредиты
| Облигационные займы
|
Срок
|
Ограничен требованиями банка
| Облигации могут размещаться на срок, необходимый компании (как правило, от 1 года до 3 лет).
|
Сумма | Ограничена лимитом на одного одалживающего, установленного банком.
| Облигации могут размещаться на срок, необходимый компании (как правило, от 1 года до 3 лет).
|
Стоимость | Ограничена лимитом на одного одалживающего, установленного банком | Юрлицо имеет право размещать облигации на сумму, не превышающую троекратный размер собственного капитала или размера обеспечения, которое предоставляется ей с этой целью третьим лицом.
|
Периодичность выплат проценте (купона) | Процентная ставка устанавливается банком.
| Процентная ставка определяется компанией с учетом рыночных условий.
|
Залог и другие гарантии |
Как правило, ежемесячно.
| Как правило, ежеквартально |
Затраты, связанные с получением | По кредитным договорам предоставляется обеспечение в виде залога, гарантии и т. д. | В Украине выпускаются облигации без обеспечения. Однако наличие залога, гарантии или других форм обеспечения погашения облигаций может уменьшить стоимость займа.
|
Возможность управления объемом займа кредиторской задолженности | Используются кредитные линии с возможностью частичного кредитования и досрочного погашения | По условиям займа можно пересмотреть поэтапную реализацию выпуска облигаций, долгосрочное погашение. |
Затраты, связанные с получением займа.
| Включают различные комиссии относительно оформления кредита, ведения дела и оформления залога.
| Суммарные затраты составляют около 1 -2% от суммы выпуска. |