09 лютого 2009

ЖИТЬ БЕЗ КРЕДИТА НЕВОЗМОЖНО


17625

Как показывает анализ финансовой информации последних лет, оте­чественный ритейл окончательно со­зрел для количественного и, что немало­важно, качественного роста. Воспользовав­шись промедлением мировых сетей с при­ходом в страну, украинские торговцы реши­ли самостоятельно занять все потенциально свободные ниши на внутреннем рынке. Но поскольку для успешного проведения операции по региональному расширению уже явно не­достаточно только лишь операционной прибыли, на повестку дня встал вопрос о получении "бы­стрых денег" - привлечения внешних источ­ников финансирования. Желающих обратиться в "новую веру" братьев-розничников с радостью встретили представители финансовых кругов, предло­жив им полный комплект услуг: от кредитов и облигаций до проведения IPO .Но нашему торговому человеку, как показывают первые опы­ты денежных заимствований, более всего по душе при­шлись кредиты и облигации, предоставляемые отечественными банками и фондами. Отечественные сети с радостью потянулись к кредитам - вначале взаймы брали небольшие суммы, но с ростом сетей аппетит ритейлеров увеличивался. Счет пошел на миллионы - наиболее знамена­тельным событием на рынке кредитования стало получение займов на сумму $100 млн сетями "Интермаркет" и "Велика Кишеня".Все полученные от кредитов средства, по сповам главы наблюдательного совета ком­пании "Велика Кишеня" Романа Лунина, на­правляются на региональное развитие и со­здание новых торговых точек, приобретение оборудования. Выгода для ритейла от полу­чения дополнительных средств, считает ди­ректор департамента финансов ТК "Интер-маркет" Игорь Кондрат, налицо: увеличе­ние количества объектов торговли, товаро­оборота, прибыли, уменьшение накладных расходов. Не менее привлекателен процесс креди­тования и для банков - они получают твер­дые гарантии возврата выделенных под оп­ределенный процент денежных сумм (см. "Мнение банкира"). Поэтому банки охотно кредитуют крупные розничные ком­пании, снижая им ставки, улучшая условия получения кредитов. Но есть у этого процесса и свои подвод­ные камни: кредиты выдаются только под залог, в качестве которого выступают не­движимость, оборудование, товарно-мате­риальные запасы, транспорт, поручительст­во третьих лиц. В последнем случае доля собственного вклада в проект должна быть не меньше 30%. Кроме того, залоговое иму­щество страхуется в страховой компании, аккредитованной банком. Основная сложность на этапе рассмот­рения кредитной заявки и принятия решения о выдаче кредита - правильная оценка бизнеса получателя кредита и его уровня кредитоспособности, проводимая по дан­ным финансовой и управленческой отчет­ности. Зачастую банки не ограничиваются выдачей кредита и оформлением договора залога, все чаще они осуществляют финан­совый мониторинг использования кредитов, участвуют в управлении проектом, кон­тролируют строительство торговых объек­тов и текущую деятельность предприятия. А это не всегда нравится собственникам розничного бизнеса. Поэтому наряду с кре­дитами они все чаще прибегают к выпуску облигаций как дополнительному способу получить внешнее финансирование. ОБЛИГАЦИИ В 2005 г облигации на сумму 50 млн грн. выпустила корпорация Fozzy Group, в ны­нешнем этот финансовый инструмент за­действовали "Фуршет" - 30 млн грн., "Интермаркет" - 50 млн грн. и "Таврия В" -35 млн грн. Как и получение кредитов, вы­пуск облигаций имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2). Наиболее привлекательны облигации тем, что, приобретая их, инвестор дает денежные средства "в долг" компании практически без займа, проявляя тем самым доверие к эми­тенту. Предоставляя возможность руково­дить доходностью благодаря механизму оферты, облигации не препятствуют эф­фективному управлению предприятием при меньшем риске перехода собственности в чужие руки, Кроме этого, размещение облигаций компании формирует ее позитивный имидж среди широкого круга потенциальных ин­весторов, облегчая в дальнейшем продви­жение к IPO. Существует несколько способов класси­фицировать облигации, основные из них -срочность обращения и уровень надежности. Так, в соответствии с первой классификаци­ей принято разделять эти ценные бумаги на краткосрочные, среднесрочные и долгосроч­ные (таблица 1). В прикладном значении это означает, что вложение средств на длитель­ное время сопряжено с определен­ными рисками, поэтому долгосроч­ные облигации должны иметь бо­лее высокую доходность по сравне­нию с краткосрочными, представ­ляя собой своеобразную денежную компенсацию инвесторам. Разделение облигаций, основанное на уровне надежности, принимает в расчет то, что выпуск как долгосрочных, так и кратко­срочных облигаций во многом зависит от конъюнктуры рынка - всегда существует риск, что ценные бумаги не будут иметь спрос, что неизбежно приведет к значитель­ным затратам компании, выпустившим их. В процессе такой оценки деятельности предприятия учитываются не только показа­тели развития самой компании, но и эконо­мическая обстановка, тенденции местного рынка. Соответственно, самыми надежными считаются корпоративные облигации клас­са А - именно такой класс был присвоен об­лигациям компании City.com (см. интервью с финансовым директором компании Анато­лием Заславчиком). IPO ДЛЯ 000 Кредиты и корпоративные облигации, несмо­тря на привлекательные стороны и недостат­ки, как показывает мировая практика, явля­ются инструментами, используемыми пре­имущественно на ранних этапах развития компании. По мере ее роста и "взросления" неизбежно меняется и механизм привлече­ния заемных средств. Показателем "зрелос­ти" может считаться готовность компании к первичному публичному размещению акций компании на фондовом рынке (Initial Public Offering - IPO). IPO делает компанию публич­ной, открывая путь к неограниченным источ­никам финансов. Кроме того, необходимость проведения аудита и перестройки всего биз­неса приводит к тому, что весь бизнес-меха­низм начинает работать слаженно. Зачастую решение о проведении IPO непосредственно связано с требованием иностранных акцио­неров, которые таким образом стараются увеличить свою прибыль от работы компа­нии и структурировать бизнес Первопроходцем на этом пути стала ком­пания Ukrproduct Group, которая провела 1Р0 на альтернативном рынке инвестиций Лондонской фондовой биржи, выручив за 27,2% собственных акций $11,3 млн. Подоб­ный поворот событий вселил радужные на­дежды в сердца не только производителей, но и ритейлеров - о намерении идти на IPO открыто заявили City.com и "Интермаркет". Мало того, что проведение IPO - удо­вольствие не из дешевых и требует значи­тельных затрат, западные биржи проводят крайне жесткую политику отбора эмитентов. И даже при удачном решении этого вопроса эмитенту не всегда гарантирован положительный результат. Наиболее на­глядным примером неудачно проведенного IPO стало размещение на Лондонской фон­довой бирже в 2005 г. 30% акций россий­ской "Пятерочки". Изначально переоценен­ная стоимость компании и ошибки в плани­ровании действий на бирже привели к тому, что перед руководством "Пятерочки" встал вопрос о пересмотре корпоративных стан­дартов, что неизбежно требует новых круп­ных инвестиций... Возможно, подобные ошибки были допу­щены вследствие бурного роста российско­го ритейла. Хотелось бы надеяться, что оте­чественные торговые компании, которые вскоре дорастут до по-настоящему больших денег, не повторят их. Таблица1. Классификация корпоративных облигаций по сроку обращения 

Краткосрочные

До 1 года

Среднесрочные

от 1 до 3 лет

Долгосрочные

более 3 лет

Источник: компания BPTGROUP Мнение банкира ЭРИК НАЙМАН,начальник управления инвести­ционно-банковских услуг АКБ "Укрсоибанк":  Интерес торговли к внешним источникам финансирования обус­ловлен нацеленностью ритейлеров на быстрый рост торговой сети, ког­да на первое место по значимости ставится сам факт привлечения ре­сурсов для развития, а не их стои­мость. Пока розничные компании ис­пользуют три основных источника -дебиторскую задолженность перед поставщиками товаров, банковские кредиты и облигации. Первый источник - самый вы­годный, но ограничивается способ­ностью ритейлеров "уговорить" по­ставщиков на отсрочку оплаты за проданный товар, а также финан­совыми способностями самих по­ставщиков. Второй требует залогов, обычно в виде недвижимости. Поэтому он на втором месте по выгодности и интересу для торговли. Выпуск облигаций - как прави­ло, беззалоговый, но может обой­тись дороже кредитных ресурсов. Начавшееся сотрудничество между ритейлерами и банками мож­но назвать достаточно плотным и плодотворным. Но опасения по по­воду того, что финучреждения будут покупать ритейлеров, не имеют ос­нований - уж слишком непрофиль­ный это бизнес для банков. Да и рост банковского сектора сопоста­вим с ростом розничной торговли. Помимо прочего, банки заинтересо­ваны в выходе украинских ритейле­ров на IPO, поскольку это повысит прозрачность бизнеса торговцев.  БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С РИТЕИЛЕРОМ  АНАТОЛИЙ ЗАСЛАВЧИК, руководитель департамента контроллинга, финансовый директор холдинга AVentures Group  Анатолий, как проходила процедура размещения и накакие цели были использованы полученные деньги? -   Компания City.com начала процесс размещения облигаций10 июля .Срок обращения выпущенных бумаг - с 10 июля2006 г. до 4 июля 2011 г. Облигации выпущены в бездокументар­ной форме номиналом 1000 грн. с фиксированной доходностью 15% годовых в гривне для первого-второго купонных периодов(купонный период - 91 день).  Доходность на следующие купонные периоды устанавливает­ся эмитентом дополнительно, но не может быть менее 3% годо­вых в гривне. Выпуск предусматривает возможность досрочного выкупа облигаций. Согласно решению рейтингового комитета агентства "Кредит Рейтинг", эмиссии облигаций компании City.com был присвоен рейтинг иаА - в наименьшей степени подверженный риску непла­тежа по основной сумме долга или процента по нему среди дол­говых обязательств спекулятивного уровня. Распределились облигации между 10 финансовыми учреждени­ями и одним нефинансовым юридическим лицом. Характерная де­таль: выпущенные облигации имеют дополнительное обеспече­ние - поручителем выпуска выступила компания "Юнитрейд 2000" (компания TRE'n'D). Деньги от эмиссии распределились в отношении 4-4-2: одна часть - $4 млн - использовалась на открытие трех гипермаркетов City.com до конца года. Около $4 млн направлено на реструктури­зацию товарных кредитов, а также той части банковских кредитов (около $2 млн.), стоимость которых выше стоимости облигаций  Следует заметить, что главной целью City.com было не увеличе­ние количества торговых точек. Стратегия компании предусмат­ривает открытие гипермаркетов с высокой эффективностью дея­тельности при условии соблюдения всех стандартов (локация, размещение, оборудование). Размещение облигаций заверши­лось 5 сентября текущего года. -  В каком размере были произведены выплаты по об­лигациям? -   9 октября компания City.com выплатила доход по ценным бу­магам из расчета 15% годовых (37,4 грн. на одну облигацию но­миналом 1 тыс. грн.) за первый купонный период по своим обли­гациям. Общая сумма выплат составила 1,87 млн. грн. -   Почему изменились первоначальные планы по выпуску кредитных нот (Credit-Linked Notes, CLN)?  -   Действительно, изначально планировали получить $50 млн посредством выпуска на эту сумму кредитных нот в октябре-ноябре. Двухлетние бумаги на сумму $50 млн. собирались разме­стить под 12% годовых, а затем в 2007-2008 гг. - выйти на IРО, разместив миноритарный пакет акций компании.  Получив первый опыт публичного размещения ценных бумаг, мы решили и дальше привлекать для финансирования бизнеса средства, полученные на внутреннем рынке ценных бумаг. Поэто­му вместо CLN будут эмитированы облигации внутреннего займа, которые представляются нам более быстрыми деньгами. -   Повлиял ли полученный опыт на планы по проведению IPO?Планы компании относительно IPO остались неизменными. Мы уверены, что его проведение будет успешным и нашему при­меру последуют и другие ритейлеры.  Мы намерены осуществить выход на IPO в ближайшие несколько лет.  Справка Холдинг AVentures Group работает на украинском рынке IT-электроники с 1994 г. В настоящий момент в холдинг входят группа дистрибьюторских (Direct Line, Udicom, Service Master) и группа розничных (Unitrade, City.com, melofon) компаний, а также орга­низация по управлению коммерческой недвижимос­тью - TRE'n'D (Trade Real Estate and Development), консалтинговая компания B.zone (Бизнес-Зона). В формате пилотных проектов холдинга развиваются также сеть супермаркетов бытовой электроники "Самобыт" и сеть салонов цифровой фототехники Megapixel.  Таблица . Сравнительные условия кредитования и облигационных заимствований для    предприятий-эмитентов

Параметры сравнения

 

Банковские кредиты

 

 

 

Облигационные займы

 

Срок

 

Ограничен требованиями банка

 

 

 

Облигации могут размещаться на срок, необходимый компании (как правило, от 1 года до 3 лет).

 

Сумма

Ограничена лимитом на одного одалжива­ющего, установленного банком.

 

Облигации могут размещаться на срок, необходимый компании (как правило, от 1 года до 3 лет).

 

Стоимость

Ограничена лимитом на одного одалжива­ющего, установленного банком

Юрлицо имеет право размещать облигации на сумму, не превыша­ющую троекратный размер собст­венного капитала или размера обеспечения, которое предостав­ляется ей с этой целью третьим лицом.

 

Периодичность выплат проценте

(купона)

Процентная ставка устанавливается бан­ком.

 

Процентная ставка определяется компанией с учетом рыночных ус­ловий.

 

Залог и другие гарантии

Как правило, ежемесячно.

 

 

Как правило, ежеквартально

Затраты, связанные с получением

По кредитным договорам предоставляется обеспечение в виде залога, гарантии и т. д.

В Украине выпускаются облигации без обеспечения. Однако наличие залога, гарантии или других форм обеспечения погашения облига­ций может уменьшить стоимость займа.

 

Возможность управления объемом займа кредиторской задолженности

Используются кредитные линии с возможностью частичного кредитования и досрочного погашения

По условиям займа можно пересмотреть поэтапную реализацию выпуска облигаций, долгосрочное погашение.

Затраты, связанные с получением займа.

 

Включают различные комиссии относи­тельно оформления кредита, ведения дела и оформления залога.

 

Суммарные затраты составляют около 1 -2% от суммы выпуска.

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*