Е-commerce: преимущества, недостатки и советы
Нынешняя ситуация, глобальное использование Интернета диктуют новые условия всем сферам, в том числе и торговле. И хотя онлайн-продажам пока не победить продажи оффлайн, они все же быстро развиваются. На сегодня сегмент e-commerce занимает десятки процентов от всего рынка. Электронная коммерция выгодна тем, что включает в себя все финансовые, торговые транзакции и бизнес-процессы, связанные с ними, а также позволяет зачастую сэкономить немало времени, ведь можно купить все необходимое, не выходя из дома.
Сейчас стало модно открывать представительства в Интернете, поэтому их количество постоянно увеличивается. Одни предприниматели охватили только сферу e-сommerce, а другие развивают свою деятельность одновременно в двух направления, объединяя онлайн и оффлайн.
Сфера e-сommerce, как и все, имеет свои преимущества и недостатки. Несомненно, плюсом есть то, что такой вид торговли имеет глобальный масштаб, позволяет организации сократить издержки, быстро вывести товар на рынок, улучшить цепочки поставок, предоставляет доступ в любое время суток, а распространение цифровых продуктов стоит недорого. Потребитель же отмечает для себя такие преимущества, как анонимность, большой выбор товаров и услуг, низкие цены.
Но конечно же существуют и минусы, среди которых недоверие потребителя к услугам, отсутствие возможности потрогать товар руками или померять, ожидание доставки, проблемы с возвратом товара, мошенничество. Проблемным у нас в стране также является узаконивание деятельности предприятия в Интернете, ведь проект Закона Украины «Об электронной коммерции» имеет много недостатков, но предполагается, что ко второму чтению будут внесены существенные поправки, и потом целый сегмент правоотношений получит свою нормативно-правовую базу, в результате чего будет снят ряд вопросов, возникающих в сфере электронной торговли.
Данные показывают, что многие игроки рынка торговых площадок в Украине опережают рост рынка всего e-сommerce. Развитию этой сферы сейчас сопутствуют 3 очень важных фактора:
1) активный переход на электронные платежи (например, Нацбанк ограничил платежи наличными до 150 тыс. грн, а в будущем еще планируется снижение объемов наличных расчетов);
2) сами украинцы готовы к проведению финансовых операций онлайн (украинцы проводят более 2-х миллионов онлайн транзакций (приблизительно 800 тыс. пользователей), с которых 40 % платежей уходят в иностранные онлайн магазины);
3) новые возможности для повышения доверия и лояльности потребителей (например, системы многоуровневых задержек электронных платежей позволяют при совершении покупки онлайн заморозить платеж за товар или услугу на счету банка, что позволяет перестраховаться от возможной ошибки электронного магазина).
Также есть факторы, которые тормозят развитие, — это выход из рынка трех регионов, рост курса доллара, что привело к фактическому обеднению населения в 2 раза. Но все-таки, не смотря на кризис, количество покупок через Интернете в Украине активно увеличивается. Рынок e-commerce может наоборот в ближайшее время ощутить приплыв покупателей, которые начнут чаще покупать в Интернете из-за скачка цен в традиционных магазинах. Согласно результатам исследования компании TNS, количество онлайн-покупателей в Украине уже превысило отметку в 3,5 млн человек. Например, количество покупок электроники и бытовой техники в онлайне достигло 64 %, что касается других категорий, то там цифры пока намного ниже.
Также не на руку бизнесу e-commerce играет отсутствие квалифицированного персонала, разнородный состав участников, ведь есть несколько тысяч действующих интернет-магазинов, среди которых — и признанные лидеры рынка, и стихийно созданные с низким качеством обслуживания. Часто люди, столкнувшись пару раз с плохим обслуживанием, перестают доверять интернет-магазинам вообще. Что же нужно сделать украинским предпринимателям, чтобы добиться успеха?
- Сосредоточиться больше не на дизайне, а на удобстве. Красивый сайт может играть на пользу узнаваемости бренда, но не всегда — на продажи.
- Напоминать пользователям о покинутой корзине по e-mail.
- Использовать аналитику, чтобы знать пользователя, его поведение в сети и предпочтения.
- Сделать мобильное приложение.
- Выделить топовых клиентов и предлагать им бонусы.
- Размещать на сайте фотографии хорошего качества с детальным текстовым описанием характеристик товара.
- Предоставлять покупателю возможность оплатить товар несколькими способами.
- Не предлагать ненужные услуги и опции за дополнительную плату.
- Подготовить базовую инфраструктуру обслуживания клиентов, чтобы не потерять покупателей из-за того, что у вас не предусмотрено SMS-оповещения о поступлении товара на склад.
- Предложить бесплатную доставку и самого быстрого в мире курьера.
- Прозрачно описать условия и сроки доставки.
- Предоставить возможность отследить посылку в пути.
- Предупредить клиента о задержке доставки, объясняя, с чем это связано.
- Продавать только качественный товар.
- Поддерживать обратную связь с клиентами, ведь очень важно работать с негативными отзывами.
На сегодня существует огромная конкуренция в этой сфере, где сильными конкурентами являются иностранные гиганты электронной коммерции (основные страны-соперники — Китай, США и Великобритания), которые начинают отбирать клиентов в украинских интернет-магазинов. Хотя в пределах страны, казалось бы, намного проще наладить процесс e-commerce, тем более меньше времени требуется на доставку. Поэтому учтите ошибки, просчитайте все до мелочей, будьте настоящими профессионалами своего дела и помните, что вы в бизнесе только ради клиентов!
Ожидайте в скором будущем аналитическую статью о e-commerce, в которой будет отображена реальная ситуация на рынке Украины в этой сфере.
ТЕКСТ: Татьяна Алексенко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: Продажи, e-commerce, онлайн, электронная коммерция, оффлайн, потребитель, предприниматель
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар