11 сентября 2015

Качество продукции СТМ под особым контролем

Качество продукции СТМ под особым контролем

2869

Качество всегда было самым главным при производстве, ведь именно этот фактор является индикатором успешности продукции компании и формирует лояльность потребителей, поэтому розничные сети уделяют большое внимание вопросам контроля качества продукции под СТМ. Контроль должен осуществляться на каждом этапе, начиная с формирования технических условий к продукту, контроля сырья и заканчивая реализацией. Создавая департаменты контроля качества, розничные сети имеют возможность проводить стабильную проверку представленных на полках SKU, их соответствие стандартам и контрактным условиям. В свою очередь низкий контроль качества товаров под СТМ может привести к наихудшим последствиям, так как имидж ритейлера напрямую зависит от PrivateLabel, а прибыльность производителя — от выполнения контрактных обязательств.

 

Так, известная сеть «МЕТРО Кеш энд Керри Украина», единственная торговая компания в Украине, сертифицированная по международному стандарту безопасности пищевых продуктов IFS, уделяет особое внимание именно продуктам под СТМ. Перед тем как воплотить в жизнь любой проект PrivateLabel совместно с отделом закупок и отделом качества разрабатываются технические требования к продукции, также все поставщики проходят производственный аудит качества независимыми аудиторскими компаниями, а продукция тестируется по физико-химическим и органолептическим показателям. Эти товары должны соответствовать минимум 75% критериев аудита, любой продукт PrivateLabel минимум дважды в год проходит детальную лабораторную проверку. С целью контроля соблюдения качественных параметров проводятся регулярные отборы и тестирования продукции СТМ в лабораториях.

Такой подход к контролю качества с 2014 года применяет и розничная сеть «Велика Кишеня» («Ритейл Групп»). Созданию нового проекта СТМ передует детальное изучение спроса покупателей и его потребительских предпочтений, на основе которых разрабатываются технические требования, формируется список потенциальных производителей, которым направляется приглашение взять участие в тендере. После дегустации образцов продукции выбирается наилучший из производителей и запускается в производство первая партия, которая должна при поставке иметь четкое лабораторное заключение со стороны государственного органа. Вся продукция PrivateLabel компании подлежит плановому тестированию на соответствие техническим требованиям и паспорту продукта. Если продукт 2 раза не прошел тестирования, либо за 1 квартал было более 3 жалоб, ставится вопрос о снятии его с производства и расторжении контракта с производителем.  

Чтобы избежать неэффективного сотрудничества и некачественной продукции под СТМ, сеть магазинов семейной покупки «Фуршет» начинает контроль не с момента получения товара, а с принятия решения о том, кто будет производить этот товар, какие он дает гарантии качества и имеет производственные возможности. Специалисты отдела качества оценивают возможность предприятий производить продукцию в соответствии с требованиями нормативной документации и законодательной базы Украины. После специально созданный департамент осуществляет поэтапный контроллинг товаров — от принятия товара кладовщиками до размещения на полках. Внешний аудит поставщиков продукции, которая используется при производстве товаров под СТМ в «Фуршете», проводится более внимательно и критично, чтобы обеспечить максимально высокий уровень качества и не потерять доверие покупателей.

Сейчас все больше розничных сетей, ориентируясь на успешную практику зарубежных сетей, создают собственные лаборатории для обеспечения максимального контроля качества продукции, в частности под СТМ.

Ярким примером успешного создания собственной лаборатории, сертифицированной Госстандартом, является украинская сеть магазинов самообслуживания «Рукавичка», где контроль качества осуществляется в три этапа.

Первый этап — «входной контроль». Когда товар привезли на распределительный центр, происходит проверка сопроводительных документов, которые свидетельствуют о происхождении и качестве продукции, после чего проводится осмотр транспорта и условий доставки на предмет соблюдения санитарных условий транспортировки продукции и поддерживания необходимых для нее температурных режимов. Осуществляется осмотр транспортной тары и проверяется целостность упаковки, соответствие маркировки, хранения сроков годности товара, которые не должны превышать трети срока с момента его изготовления. Если на этом этапе товар прошел проверку, проводится отбор образцов для его исследования в соответствии с Нормативными документами, соблюдая периодичность.

Второй этап — «исследования». Для определения соответствия указанной на товаре массы (нетто) проводится его взвешивания. Также исследуются внешний вид, вкус, запах, физико-химические показатели (такие как массовая доля влаги, жира, клейковины, сухих веществ и т.п.), а также микробиологические показатели.

Третий этап проверки — «ведомственный контроль производства». Происходит с определенной необходимой частотой и предусматривает проверку соблюдения санитарных требований и технологии производства, также включает контроль сырья для производства продукции под СТМ.

В процессе проверки наибольшему контролю подвергаются показатели качества (органолептика, физико-химические показатели), а также показатели безопасности (микробиологические показатели, пестициды, соли тяжелых металлов, токсичные элементы). Стоит отметить, что с целью контроля соответствия продукции вкусовым характеристикам, которые не менее важны для потребителя, контроль органолептических показателей является неотъемлемой составляющей проверки. До сотрудничества с производителем в лабораторию компании передаются контрольные образцы продукции, предложенной под СТМ. Проверка осуществляется по основным показателям качества и безопасности на соответствие требованиям нормативных документов. Если результат является удовлетворительным, то заключается договор о сотрудничестве, и в соответствии с графиком поставок с определенной периодичностью проводится выборочный контроль продукции, производимой под СТМ, и направляется в сеть магазинов для реализации.

Намного дольше существует собственная лаборатория при департаменте качества в торговых сетях группы компаний «Fozzy Group». Это позволяет проводить плановые проверки качества продукции под СТМ. Важной составляющей в процессе управления качеством товара является взаимопонимание сети и производителя. Особое внимание уделяется составлению спецификации на товар. Чем детальнее и конкретнее будет описан каждый продукт, тем проще производителю будет его произвести, а сети получить именно тот товар, заказ на который был размещен. Также в обязательном порядке осуществляется контроль первой поставки на соответствие согласованным параметрам товара. Для дополнительной уверенности в качестве и безопасности продукции под СТМ розничная сеть проводит ежегодные лабораторные, дегустационные и потребительские проверки товаров.

Не так давно, в 2014 году, начала работу собственная физико-химическая лаборатория сети магазинов «АТБ-маркет», в которой проходят проверку все образцы товаров PrivateLabel. Лаборатория оснащена современным аналитическим оборудованием ведущих европейских и японских производителей, аккредитована на соответствие стандарта ISO 17025. Одной из важнейших задач функционирования лаборатории является подбор высококвалифицированных специалистов в области контроля качества продукции. В течение месяца лабораторным испытаниям подвергается порядка 300 образцов продукции разных товарных групп. Продукты проверяются по физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности в соответствии с установленной периодичностью по группам риска. Национальный дискаунтер «АТБ-маркет», выбирая производителей для товаров СТМ, отдает предпочтение лидерам украинских и зарубежных рынков. Чтобы гарантироватьвысокое качество продукции, осуществляется дополнительный регулярный контроль процесса производства.

Осознавая, что современный потребитель становится все более требовательным к продукции PrivateLabel, задача розничных сетей — выстроить такую систему контроля качества, которая пропустит на полки магазина лишь наилучшие образцы товаров. Так как товары под СТМ являются «лицом» розничной сети и мощным инструментом повышения лояльности потребителей, ухудшение качества товаров под СТМ может привести к дискредитации частных марок как вида товара в глазах покупателя. Поэтому PrivateLabel должен быть не просто товаром по низкой цене, чтобы стать эффективным способом увеличения маржи для ритейлера и гарантированной прибылью для поставщика.

 

 ТЕКСТ: Елена Фомюк

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Раздел: Инновации в ретейле >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*