Концепции развития розничных сетей в 2013 году

Розничные сети продолжают оптимистично смотреть на вторую волну кризиса, но при этом готовятся к ее последствиям. Ритейлеры активно занялись развитием формата «магазин у дома», кто-то наращивает бизнес, кто-то продает, есть также новые игроки, готовые в 2013 году начать экспансию в Украину, несмотря на «закрытость» рынка.
Гипермаркеты достанутся иностранцам
Крупная продуктовая розница помимо развития супер и гипермаркетов, активно занялась форматом магазинов «у дома». Этот «промежуточный» формат (между супермаркетом и дискаунтером) станет ключевым драйвером для развития сетей в 2013 году. По прогнозам Игоря Гугли, гендиректора консалтинговой компании GT Partners Ukraine, ритейлеры в 2013 году будут активнее завоевывать средние и небольшие города, где ощущается острая нехватка современных магазинов. «В стране остаются города с населением 20–50 тыс. человек, в которых сегмент сетевых продуктовых маркетов вообще отсутствует», — отмечает г-н ГУГЛЯ.
С одной стороны, на микроформатность оказывает влияние сокращение суммы среднего чека. «С 2008 года цифра заметно уменьшилась — в нашей сети в среднем чек сократился на 9 грн. Но если взять уровень инфляции, разница, конечно, еще более заметна», — говорит Дмитрий Каширин, коммерческий директор компании «Фудмаркет» (сети «Велика Кишеня», «Велмарт», «ВК Експрес»). С другой стороны, к диверсификации в пользу мелких форматов продуктовые сети подстегивает стремление сэкономить на персонале и аренде помещений.
К примеру, в сети «Наш Край», активно развивающей сеть своих экспрессминимаркетов площадью 50–100 кв. м., утверждают, что при аренде помещения новый магазинчик можно открыть всего за 23 тыс. долл. Открытие же самого большого формата — гипермаркета — сопряжено со строительством отдельного здания: объемы инвестиций могут составить от 5 млн. долл. до 20 млн. долл.
Также в 2013 году на дальнейшее «форматирование» продуктовых сетей будут влиять глобальные события. Например, покупка французской группой Auchan у немецкой Metro Group сети Real, точнее 91 гипермаркета в Польше, России, Румынии и Украине. Сделка будет закрыта уже в 2013 году, после чего начнется процесс интеграции новых активов в структуру группы Auchan. После этого гипермаркеты Real (их в Украине два — в Киеве и Одессе) перестанут существовать, а сеть Auchan переместится с шестого на четвертое место по товарообороту на отечественном розничном рынке. Не исключено, что «шопинг» Auchan в Украине с поглощением Real не закончится. Среди потенциально интересных для французов объектов аналитики называют столичный «Караван», который на данный момент не имеет четко выраженного позиционирования.
Такая активность по открытию новых гипермаркетов наблюдается и у торговой сети Novus, находящейся под управлением литовской BT Invest. Это может существенно изменить расклад в данном сегменте розничного сетевого рынка, отдав его «на откуп» иностранцам.
Несъедобные перспективы
Часть операторов в 2013 году продолжат неспешно открывать новые магазины, поскольку концепции развития сетей уже определены. Потенциальные риски для ритейла будут связаны с изменениями в регуляторном поле и снижением индекса потребительского настроения. Тем не менее, приход ряда зарубежных nonfood ритейлеров пока под вопросом. Причины — низкий имиджевый фактор Украины в Европе, неблагоприятная экономическая и политическая ситуация в стране. А такие гиганты, как H&M, C&A, Peek & Cloppenburg, Debenhams, большого интереса к Украине пока не проявляют.
В то же время большинство операторов, уже работающих в Украине, отмечают, что здесь по сравнению с остальными странами Восточной Европы у них достаточно высокие и стабильные товарообороты. «Наш fashionрынок более чем на 90% франшизный (иностранцы работают через локальных партнеров), что подтверждает высокие риски вхождения в Украину. Но есть материнские компании, которые готовы начать экспансию в нашу страну, несмотря на «закрытость» рынка. Среди таких игроков в следующем году основную часть составят ритейлеры из ближайших стран — России, Польши и Турции», — полагает Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости Colliers в Украине
Например, турецкий универмаг одежды «массмаркет» LC Waikiki готовится открыть свой первый флагманский магазин в Украине уже в начале этого года.
По мнению Андрея Заики, руководителя направления франчайзинга «Украинской Торговой Гильдии», нынешняя активность объясняется, помимо всего прочего, выросшим предложением качественных торговых площадей. «Многие ритейлеры буквально стояли на низком старте в ожидании подходящей площадки», — отмечает эксперт. Однако у Украины в борьбе за иностранные инвестиции есть конкурент — более крупный и платежеспособный российский рынок.
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA
По материалам: gazeta.comments.ua
Раздел: Інновації у рітейлі >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар