19 лютого 2016

Фреш-направление: европейские тенденции на помощь украинскому производителю

Фреш-направление: европейские тенденции на помощь украинскому производителю

11599

Нынешнее время можно назвать – эрой здорового образа жизни. То ли мода, то ли осознание того, что стиль жизни, питание и привычки влияют на наше здоровье – неизвестно. Но люди все чаще начали отказываться от продуктов быстрого потребления, обратив свое внимание на сегмент «фреш».

Здоровый образ жизни вдохновил многих бизнесменов на создание новых ритейлов. Индустрия «красоты и здоровья» охватила множество сегментов рынка. Одно из них – fresh - направление.

Рынок «свежести» в Украине

В нашей стране сейчас «зеленый» ритейл развивается очень быстро. Открываются супермаркеты, ориентированные только на данный сегмент. Кроме того, множество маркетов сформировали и с каждый днем увеличивают «фреш»- секции.

Плодоовощной украинский бизнес – самый динамично растущий сектор сельского хозяйства.  У нас существуют высокие возможности не только полностью удовлетворять внутренний рынок, но и производить на экспорт. Высокая рентабельность выращивания фруктов-овощей, наличие плодородных грунтов и емкость внутреннего рынка, привлекает в эту область все больше инвестиций.

Эксперты называют «fresh» - самым быстрорастущим рынком. Так как всегда будет спрос на качественную, свежую и экологически чистую продовольственную продукцию. Это ежедневная потребность каждого человека.

Николай Хапалов, коммерческий директор сети супермаркетов «Наш Край»:

«Объем фреш-сегмента постоянно растет. Тенденцию к росту этого направления задает современный стиль жизни - стремление человека к здоровому образу жизни и питания.
Как известно, рынок овощей и фруктов отличается неэластичным спросом. Это тот товар, который покупатель покупает всегда. С точки зрения рентабельности на сегодняшний день - это перспективный сегмент продуктового рынка. Если рассматривать линейку молочных продуктов и хлебобулочных изделий, то эти товары покупают постоянно, но высокой маржинальности от этого бизнеса ожидать трудно».

Анастасия Вишняк-Кулагина, директор департамента закупок торговой сети «Брусничка»:

«Справедливо утверждение, что фреш-направление – это быстрорастущий ритейл. Особенно, в условиях текущего кризиса, когда происходит спад потребления товаров направления dry-food и переключение на фреш – это ежедневная покупка. К тому же тенденции роста потребления готовой еды в кризис замедляются. Люди снова готовят пищу дома – это дешевле.
Сможет ли отечественный производитель полностью занять эту нишу? Она и так в силу коротких сроков годности занята в основном отечественными производителями. Исключение составляют некоторые виды рыбы, овощей и фруктов, которые в силу географии не произрастают в нашей стране.
Что касается будущего фреш-направления, топрогноз положительный в краткосрочной перспективе в силу всего вышесказанного.
Бизнес фреша очень специфичен, в силу риска потери маржи за счет потерь качества товара. Рентабельность такого бизнеса не всегда является достижимым показателем. Ставка на оборот и только на оборот – фреш не является высокомаржинальным бизнесом».

К fresh продукции сегодня относятся не только овощи и фрукты, но и другие продукты:

- мясо/рыба;
- молоко;
- молочные продукты собственного приготовления;
- хлебобулочные изделия;
- еда собственного приготовления;
- свежевыжатые соки, смузи.

Фреш направление – это отличная продукция для покупателей, а вот для ритейлеров существует масса трудностей в этом виде бизнеса:

- минимальный срок годности товара (продукты требуют быстрой реализации, ведь имеют короткий срок «жизни»);

- перевозка (овощи и фрукты могут легко потерять привлекательный вид);

- хранение (тщательное соблюдение температурных режимов);

- переупаковка (исключения, когда производитель предлагает готовую упаковку для покупателя).

Вадим Беленький, основатель CEO FreshMart:

«Данное направление нельзя назвать уж очень быстрорастущим. Как и во всех направлениях бизнеса, есть определенные колебания вверх-вниз. Перепрофилирование розницы и расширение ассортимента дает возможность данному направлению развиваться.  Группа товаров «фреш» всегда присутствовала на полках розничных магазинов и использовалась перерабатывающими компаниями. Но, так как на данный момент большинство продуктов питания содержат пищевые добавки, эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты и т.п., полезные свойства, которые мог бы получить человек от его употребления, минимальны. В связи с этим люди стали больше употреблять овощей и фруктов, что в свою очередь и привело к определенному росту спроса на продукты фреш-группы. Еще одним важным фактором роста спроса является то, что на территории Украины много выращивается овощей и фруктов, цена на которые не привязана к курсу доллара и остается более приемлема для потребителя, в отличии от импортных товаров.
Сможет ли отечественный производитель полностью занять эту нишу? В данную нишу входит много товаров, которые не выращиваются на территории нашей страны (апельсин, мандарин, лимон, хурма, бананы и т.д.), поэтому отечественный производитель не сможет полностью занять эту нишу. Бывают периоды, когда неблагоприятные погодные условия влияют на урожайность культур, которые выращиваются на территории Украины, что, в свою очередь, приводит к дефициту товара. В связи с этим недостающие количество товара импортируется из стран-соседей – Польша, Беларусь.
В будущем данное направление будет постепенно развиваться и сегментироваться в профильные магазины.
Рентабельность данного бизнеса зависит от стратегии, которую выбирает компания. Розничные сети часто используют фреш-группу как сопутствующие товары и ставят на них низкие цены, что в свою очередь влияет на качество. Профильные магазины ставят выше наценку и делают упор на качество, так как товары фреш-группы являются скоропортящимися, что в свою очередь приводит к большому количеству отходов, который перекрывается за счет высоких цен.
Чем руководствуются бизнесмены, открывая магазины столь «рискованной» специализации? К счастью, каждый бизнесмен следует своим целям и планам и говорить за всех будет некорректно. Что касается компании FreshMart, мы в данном направлении работаем более десяти лет, основной вид деятельности – это оптовая продажа овощей и фруктов. Рисковой специализацией фреш-направление уже тяжело назвать, так как мы знаем большинство подводных камней. С помощью оптового направления мы всегда можем предоставить качественный товар в розницу. Миссия нашей компании - дать людям комфорт и качественные продукты питания в повседневной жизни».

Тенденции к развитию fresh

В «фреш» направлении важна оперативность. Ритейл будет успешным, если товар очень быстро попадет от производителя к покупателю, не теряя своего качества. Данный сегмент рассчитан на массового потребителя, так как овощи/фрукты, мясо/рыбу, молочные продукты люди будут покупать всегда. По мнению экспертов, только 30% населения Украины покупают свежие продукты на рынке, остальные предпочитают совершать покупки в супермаркетах. Кроме высокого качества, скидок и акций, они могут предложить клиенту сервис и самообслуживание.

«Продукция» fresh имеет две ценовые категории – премиум и дешевая. К первой, в основном, относятся импортные экзотический плоды или товары с пометкой «эко», «органик» и «био». Ко второму ценовому сектору принадлежат продукты украинского производства, имеющие также высокое качество и натуральность. 

Николай Хапалов, коммерческий директор сети супермаркетов «Наш Край».

«В Украине достаточно мощная сырьевая овощная и мясная база. Если отечественные предприятия будут контролировать качество, а правительство - обоснованность цены, в наших производителей не будет конкурентов внутри страны. Ведь украинский производитель может покрыть практически всю нишу в овощном сегменте, учитывая положительную тенденцию к увеличению объемов тепличной продукции, выращенной в Украине. Однако, отечественный производитель не может предоставить полный перечень ассортимента овощей в зимний период.

100% занять фреш-направление украинский производитель не может, поскольку ассортимент фруктов (цитрусовые, гранаты, др.), рыбы обеспечивается импортными производителями.

Из-за отсутствия полного ассортимента фруктов, например, цитрусовых, гранатов, др. Отделы снабжения в сетях пользуются услугами импортных производителей».

На рынке продуктов питания аналитики прогнозируют отличные перспективы для рынка фреш. Предпосылок к тому масса - мода на здоровый образ жизни, рост среднего класса и любовь украинцев к домашней пище. В мире опыт «фреш» ритейла существует уже многие годы. Видимо, пришла и наша очередь становиться крепкими, здоровыми и поддерживать украинское сельское хозяйство.

 

Текст: Алена Межакова 

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*