11 червня 2020

Настоящее и будущее логистики свежего хлеба, или какой вид транспортных перевозок выбрать.


Настоящее и будущее логистики свежего хлеба, или какой вид транспортных перевозок выбрать.

Покупка свежего хлеба к ужину для большинства из нас представляет собой рутинный давно привычный процесс. Однако мало кто задумывается, что доставка свежего хлеба конечному потребителю – сложнейшая логистическая задача. Необходимо на широком уровне осуществлять планирование, понимать спрос, обеспечивать быструю доставку продукции, пока она не потеряла потребительских качеств, возвращать непроданные позиции… Учитывая все это, становится ясно, что ни на одном из этих этапов не может возникнуть сбой, иначе вся сложная система логистики нарушится.

Олег Чемоданов, руководитель бизнес-направления логистики HD-group, рассказывает о нюансах процесса доставки свежего хлеба.

Я долго думал, о чем должна быть эта статья и решил, что она точно не будет о запасах, закупках и складах. Логистика свежего хлеба - это ежедневно одни и те же точки и маршруты доставки, ежедневно схожие объемы и повторяющийся ассортимент. Что вообще может быть в этом сложного? Но на большинстве хлебозаводов одни и те же «детские болезни», ошибки и одинаковые вопросы.

Рассмотрим для начала условия, в которых живет этот рынок. Хлеб должен быть в торговых точках с самого утра, в полном объеме, и он должен быть свежим – это аксиома. Поэтому времени, отпущенного для доставки этого продукта, очень мало, а потребитель весьма привередлив. Достаточно опоздать с доставкой на 15-20 минут, и начинаются жалобы. Но «обратная сторона медали» - это транспортные затраты. Доля затрат в сумме реализации самая высокая среди доставки других продуктов питания.

Какие же ключевые вопросы в транспортных затратах чаще всего возникают (при условии, что вы считаете затраты по маршрутам)?

1. На какие маршруты нужно обратить внимание в первую очередь? Наверное, это маршруты, у которых доля затрат в сумме реализации больше 30%.

2. Какие затраты допустимы для новых маршрутов? Наверное, маршруты у которых доля затрат менее 50%.

3. Какой срок развития новых маршрутов, после которого надо задавать вопросы? Наверное, до 3-х месяцев.

4. Как всем доставить с 07 до 08 утра без существенного прироста затрат? Никак! Сделайте категоризацию торговых точек и расставляйте приоритеты в доставке правильно.

Эти цифры не аксиома, и не факт, что они подойдут для вашей компании. Но такие правила должны быть определены для уменьшения конфликтов между отделами логистики и продаж и повышения эффективности их работы. «Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, но всего, что измеримо, возможно достичь» Билл Хьюлетт.

И все же, какой вид транспортных перевозок выбрать?

Мы не будем говорить о выборе между гужевой и автотранспортной логистикой, а поговорим о выборе способа доставки с помощью собственного автопарка  или аутсорсинга.

Аутсорсинг не может быть дешевле собственного автопарка, если:

- вы умеете управлять собственным автотранспортом;

- у вас нет коррупции;

- у вас не 10 машин, на которые ложатся огромные постоянные затраты в виде механиков, диспетчеров, медсестер;

- вы не доставляете своим транспортом худшие маршруты и сравниваете сравнимые вещи.

Сервис при доставке свежего хлеба – это ваша функция и ключевое преимущество. «Никогда нельзя отдавать на аутсорсинг те функции, от которых зависит репутация компании» (Тони Шей). Вы можете прописать в договорах огромное количество штрафных санкций и ограничений, но вернуть лояльность клиентов это не поможет.

К примеру, в «HD-Group» есть как внешние перевозчики, так и собственный автопарк. Собственный автопарк выделен в отдельное юридическое лицо со своим бюджетом и финансовым результатом. Мы регулярно сравниваем стоимость услуг внешних перевозчиков с услугами нашего. Ключевые задачи собственного автопарка:

- высокое качество сервиса;

- тарифы не выше, чем у аутсорсинга;

- высокий финансовый результат;

- поиск альтернативных клиентов.

И с этими задачами наш внутренний перевозчик справляется.

Удобства в управлении собственным автопарком стали особенно заметны во время карантина. Чтобы максимально обезопасить клиентов и водителей «HD-group» от распространения COVID-19, мы разработали и ввели ряд санитарных норм:

- тотальная ежедневная дезинфекция всего транспорта.

- сан. пропускники на предприятия.

- измерение температуры тела сотрудников при входе или заезде на территорию предприятия стало обязательным для всех. Также медицинский предрейсовый осмотр водителей теперь включает в себя осмотр на типичные симптомы COVID-19.

- все водители обеспечены масками, перчатками, средствами дезинфекции и защитными очками.

- медицинское страхование персонала, как и прежде, обязательно.

Конечно же, и внешние перевозчики выполняют все наши требования, но особый контроль именно за своим персоналом.

Ещё хотелось бы сказать пару слов о развитии логистики в целом и о том, куда непосредственно логистика хлеба будет двигаться в ближайшие 5 лет:

1. Существенное увеличение радиуса доставки. Многие производители свежего хлеба уже вышли из домашних регионов и правильно сделали!

2. Активное развитие логистических операторов, специализирующихся на доставке ХБИ и оказывающих сервис нескольким производителям не в их домашнем регионе. Такой сервис уже существует, но он еще недостаточно развит. К примеру, в одном из регионов мы пользуемся такой услугой, доставляем одним автомобилем готовую продукцию, логистический оператор в складе сортирует, и везет нашу продукцию по точкам доставки с тремя-четырьмя другими хлебозаводами. Таким образом мы сократили свои затраты на 40%, при этом существенно увеличив свой сервис.

3. Автоматизация процессов складской логистики. Возможно, складская логистика в свежем хлебе – не самый основной генератор затрат, но количество людей в Украине сокращается, и найти квалифицированных «синих воротничков» становится всё сложнее.

 

4. Автоматизация процессов в транспортной логистике. Внедрение Transport Management System (TMS) на индустриальных производителях свежего хлеба начнется в ближайший год. Переход от статической маршрутизации к динамической неизбежен. Он будет сложный, болезненный, но он будет.

 

5. Электронный документооборот. Уход от тонн бумажных накладных неизбежен и будет утвержден на Государственном уровне.

6. Sharing Economy Logistics. Совместное использование логистических ресурсов компаний, в т.ч. и закупок сырья.

И в конце хотелось бы вспомнить слова Нельсона Джексона: «Я не верю в то, что кто-то может выполнять сегодняшнюю работу вчерашними методами и остаться в бизнесе завтра».
Давайте расширять горизонты и развиваться вместе!

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua


ПопередняВесь списокНаступна


Комментарии

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*