Private Label в тренде. Обзор рынка СТМ в странах Европы
В странах Европы СТМ начал развиваться давно, и с каждым годом свои позиции в ритейле делает более прочными. Какие особенности развития private label в розничных сетях Европы? Какие последние тенденции развития портфелей СТМ? Какую доля занимает частная марка в объемах продаж европейских ритейлеров? – Об этом Вы узнаете из данной статьи.
ЕВРОПА: Рынок Private Label
Согласно данным ежегодного отчета PLMA по Европе, рыночная доля собственных торговых марок (СТМ) выросла в восемнадцати странах из двадцати.
Доля товаров СТМ за прошедший год заметно увеличилась в Германии, Голландии и Австрии. Самая большая доля СТМ в продажах отмечена в Швейцарии (53%) и Испании (51%). В четырех странах Европы доля Private Label превышает 40%: Великобритания (45%), Германия (42%), Бельгия (41%), Португалия (44%). Во Франции – один из трех товаров, проданных в супермаркетах, является собственной торговой маркой сети.
Максимально большой скачок роста СТМ произошел в Польше. Рыночная доля СТМ выросла на 3 пункта и составила 28%. В Венгрии и Словакии доля товаров СТМ поднялась на уровень 30%. В Чехии ситуация практически не изменилась – рыночная доля СТМ составляет 27%.
На севере Европы – Голландия, Швеция, Дания – доля Private Label поднялась на один пункт, в Финляндии СТМ держат примерно 29%. На юге Европы – Италии и Турции – доля рынка достигла отметки 20%. А в Греции СТМ достигли 24%.
Товары Private Label играют фундаментальную роль в жизни европейского потребителя, и можно с уверенностью сказать, что сети будут увеличивать количество СТМ на полках. По данным отчета, 46% потребителей отмечают, что покупают товары СТМ постоянно (в прошлом году только один из четырех потребителей мог с уверенностью сказать, что часто покупает СТМ). Даже при улучшении экономических показателей в Европе потребитель заявляет, что он все равно будет покупать СТМ – восемь из десяти опрошенных утверждают, что не перестанут покупать товары Private Label.
ПОЛЬША: Рынок Private Label
Доля Private Label в Польше за 2012-2013гг. значительно выросла и достигла 28% (для сравнения, в 2011г. она составляла 18%). В целом по стране отмечается рост популярности СТМ среди потребителей: чувствительные к цене поляки стали уверенней относиться к качеству PL и уже приобретают товар на регулярной основе.
В канале Cash & Carry СТМ занимают долю 10%, в гипермаркетах – 8%, в супермаркетах - 7%, в дискаунтерах - 40%, в аптеках - 10%. За прошедший календарный год большинство гипермаркетов снизили долю Private Label на полках, супермаркеты же – нарастили на 1-2%, дискаунтеры по доле СТМ на полке остались на том же уровне. Снизили процент представленности собственных марок магазины формата Cash & Carry - на 1-5% и магазины у дома – на 2-6%.
В Топ-10 розничных сетей Польши по товарообороту, по итогам года, вошли: JMR Jéronimo Martins (Biedronka), Schwarz-Gruppe, Eurocash, Tesco, Metro Group, Carrefour, Lewiathan, Emperia Holding, Auchan, AS Watson.
При сравнении портфелей СТМ ритейлеров в Польше, стоит отметить ряд общих тенденций:
- Сокращение ассортимента и замещение неходовых брендовых позиций на Private Label с более высокой маржой и быстрой ротацией.
- Лидеры отрасли вводят новинки и расширяют диапазон существующих СТМ не только в бюджетном сегменте, но и в премиальном.
- Товары средней цены пользуются меньшим спросом. Прогнозируют, что последствием этого тренда, будет поляризация в секторе продуктовой розницы на value и premium.
- У национальных сетей доминирующая модель развития – категорийные торговые марки, у международных – как зонтичные бренды (в ценовых сегментах), так и локальные.
- Практически у каждой сети есть линейка органических или эко-продуктов СТМ.
- Распространилась система маркировки GDA на упаковке товаров Private Label.
.
Среди свежих данных о развитии СТМ ритейлерами в Польше:
В крупнейшей польской сети магазинов розничной торговли Biedronka доля СТМ составляет 34% - производители исключительно польские. Насчитывается 500 собственных торговых марок и 900 SKU. Основной ценовой сегмент СТМ – низкий. Сеть практикует новую стратегию ввода СТМ – сначала тестирует продукцию производителя под его брендом на полках своих магазинов. Если продажи в течение 3-6-12 месяцев (в зависимости от категории) растут, то поставщик начинает производить товар под брендом сети Biedronka.
Французкий ритейлер Intermarche планирует за ближайшие 5-7 лет увеличить долю продаж СТМ в Польше с нынешних 20% до 30% и до 2016г. открыть новый завод для производства продуктов питания.
У Auchan более 820 SKU PL Marka podniesionego kciuka (дословно «поднятый вверх большой палец» - ред.), более 400 международных и отечественных продуктов с логотипом Auchan, также компания развивает линейку био-продуктов.
Carrefour выпускает широкий диапазон продуктов под одноименным зонтичным брендом и делает акцент на низкий ценовой сегмент.
Под брендом крупного польского ритейлера Lewiathan продается около 250 SKU по доступным ценам.
У Aldi доля Private Label в Польше составляет 42%, у Lidl – 86%.
Tesco импортирует Private Label (Tesco value, Tesco Organic, F&F) и сотрудничает с польскими поставщиками (Ciastka Tesco (выпечка), Polskie Wędliny (колбасы), Kulinarni Łowcy Smaków). Недавно ритейлер представил новую серию СТМ по уходу за лицом и телом All About Beauty.
ПРИБАЛТИКА: Рынок Private Label
В странах Балтии доля собственных торговых марок растет, хотя до показателей Британии и Германии еще далеко. Крупные ритейлеры: MAXIMA, Rimi, PRISMA, Palink, Selver – развивают СТМ в Латвии, Литве, Эстонии. На сегодняшний день порядка 10% товаров в розничной торговле региона являются продукцией Private Label. Кати Кусмин, глава Союза потребительских обществ Эстонии, прогнозирует, что в случае с товарами длительного срока хранения в ближайшие 8-10 лет ассортимент продукции Private Label вырастет до 40%, удельный вес скоропортящихся товаров (молоко, мясо и кондитерские изделия) сохранится на уровне 25%.
Восприятие качества товаров СТМ существенно изменилось к лучшему: 65% потребителей стран Балтии убеждены, что качество СТМ – на одинаковом уровне с известными брендами.
Обеспокоены популярностью СТМ представители главных пищевых компаний Прибалтики. По их данным, сети вытесняют местных производителей с полок и уменьшают их способность развивать инновации, так как большинство товаров Private Label – иностранного происхождения. Сами же они производят товары Private Label в случае «крайней необходимости», отмечая, что для прорыва на зарубежные рынки участие в контрактном производстве, зачастую, является единственной возможностью.
Литовская сеть MAXIMA занимает почти 36% рынка розничной торговли страны. СТМ в сети составляет 13% общего объема продаж. Ритейлер использует три зонтичных бренда СТМ: Optima linija – товары повседневного потребления по низким ценам, Favorit – продукты питания и промышленные товары повседневного потребления в среднем ценовом сегменте, Ecologica – эко-продукты (чай, кофе, экзотические свежие фрукты и овощи, макароны, консервация, различные соусы, варенья и т.п. – поставляются из Франции, Италии и Великобритании). Также в портфеле сети есть локальные бренды Meistara Marka, Saules piens, Ikvienam, Оcean, Dino и другие. В общей сложности у сети более 1300 наименований товаров под Private Label.
Компания Palink (супермаркеты IKI) развивает зонтичные бренды: выпускает около 200 SKU под СТМ CENTO (хлеб, молоко, мясо, птицу, полуфабрикаты), около 100 SKU под СТМ IKI, а также развивает линейку сельскохозяйственных продуктов IKI FARM и премиальный сегмент – IKI Gourmet.
У компании Norfos mažmena, успешно развивающей сеть аптек Norfos vaistinė, 7 собственных торговых марок: Sodžiaus, Piemenėlio, Riwa, N, Kolumbo, Nofis, Pieno Rojus.
В международной сети магазинов Prisma представлены продовольственные и хозяйственные товары Private Label: Rainbow, X-tra, посуда и одежда House, детская одежда Ciraf, женская одежда Premoda, мужская одежда RossBros и одежда для подростков Glup. В целом, у ритейлера около 600 SKU продовольственных товаров и более 140 SKU non-food товаров СТМ. Среди категорий, в которых присутствует наибольшее количество SKU под Private Label: замороженные продукты, бакалея, консервы, сладости и снеки.
Выбор в пользу отечественного производителя – отличительная черта ETK Grupp, развивающей одну из крупнейших в Эстонии розничных сетей (владеет зонтичным брендом Säästu низкого сегмента, куда входят: молочные, кондитерские и другие быстрооборачиваемые товары исключительно эстонского происхождения). Также в сети представлен широкий выбор бытовой химии и других товаров первой необходимости. Под СТМ Meier компания выпускает линейку молочных продуктов средней цены.
Валдис ТУРЛАЙС, председатель правления компании Rimi Latvia (сети Rimi и Supernetto), считает, что трудно прогнозировать, как в ближайшие год-два будут развиваться линейки товаров Private Label. В ассортименте компании уже сейчас около 1400 наименований СТМ, среди которых: зонтичный бренд Rimi и много локальных марок (Alpenrose, Gardner, Old Farmer). Из недавних новинок премиум сегмента сети – I love eco и Selection by Rimi. На сегодняшний день в серии Selection by Rimi более 40 видов продукции итальянской, испанской и французской кухонь (макаронные изделия, соусы, оливковые масла, мясная продукция, грибы, морепродукты, итальянское мороженое, грушевое и инжирное варенье).
По данным аналитиков рынка, в продуктовых магазинах Прибалтики на каждый десятый евро жители покупают именно продукцию Private Label. Наполненность магазинов товарами СТМ в регионе сильно варьируется, в зависимости от сети. Если в Selver и Prisma такая продукция составляет лишь несколько процентов, то в Rimi доля СТМ достигла порядка 18%. Стоит отметить, что СТМ-стратегии ритейлеров также различаются. Rimi, к примеру, планирует в будущем иметь по собственной торговой марке в каждой важной товарной группе. У других сетей СТМ-планы на ближайшее время несколько скромнее.
Подробную статью о мировом рынке private label читайте в журнале PrivateLabel-2013.
Получить журнал можно, отправив запрос на e-mail: av@trademaster.com.ua (Инна РЫЖКИНА, редактор портала trademaster.ua) или позвонив по тел. +38(044) 383-50-34
Портал о Собственных Торговых Марках www.trademaster.ua
Раздел: Private Label >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар