26 мая 2015

Уникальный магазин как эффективный инструмент бизнеса

Уникальный магазин как эффективный инструмент бизнеса

2215

Немаловажную роль в успешности магазина имеет его формат и концепция, которые нужно определять с самого начала. Есть закон в бизнесе, который гласит, что магазин должен выглядеть лучше, чем товар. Нужно впечатлять покупателя с помощью взаимосвязанных решений, определяющих все компоненты внешнего вида магазина, которые обусловливают стереотип поведения в нем покупателя.

При разработке концепции розничной точки руководители должны учитывать местоположение, ассортиментною и ценовую политику, мерчендайзинг, обслуживание комплексе. Комбинация этих компонентов определяет формат магазина. Это могут быть всем известные нам универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома (конвиньенсы) или др.

Каждый предприниматель хочет изобрести формат магазина, который подойдёт всем, чтобы в нем был широкий ассортимент, хороший уровень сервиса и все это сочеталось с небольшой площадью, красивым дизайном, соответствующим осветлением, чистотой, хорошей атмосферой, а в придачу ко всему и с низкими ценами. Но, к сожалению, эту мечту осуществить невозможно. Такой магазин никогда не будет прибыльным. Если магазин красивый и удобный, имеет в ассортименте много свежих продуктов, то он не может быть дешевым. Обучение персонала стоит денег, дизайн и красивое оборудование тоже дорогое удовольствие, а в тоже время бьет по карману и обслуживание большого ассортимента, поэтому в таких условиях не остается никаких пунктов для экономии.

Относительно новыми для Украины форматами есть дискаунтер и фрешмаркет.

По сути, настоящего дискаунтера в Украине нету. Даже АТБ-маркет, носящий название «дискаунтер», не совсем соответствует такому формату. В дискаунтере должны быть низкие цены, приближенные к оптовым, отсутствовать группа скоропорта, а в торговом зале площадью 800–1000 м2 не более 800 позиций (наиболее востребованные категории продукции). Еще одна особенность, которой отличается дискаунтер – малое количество складских помещений.

Для того, чтобы дискаунтер не разорился, он должен иметь возможность значительно сокращать издержки, поэтому важной частью деятельности такого магазина является налаженная служба логистики, которая дает возможность оптимизировать перемещение и хранение товара, а также высокая степень автоматизации.

Что касается ассортимента в дискаунтерах, то к выбору нужно подходить очень тщательно. Если, например, в супермаркете на полках определенная категория представлена 20 марками и более, то в дискаунтере может быть 1–2, которые являются лидерами категории. Если ассортимент будет широким, то продажи будут делиться между всеми позициями, а соответственно объемы закупок будут делиться между разными поставщиками, что не будет обеспечивать ни одному из них максимальных объемов продаж по минимальному ассортименту. А если продавать только 1 вид (люди в дискаунтер приходят за дешевыми ценами, а не за великолепным выбором), то можно у поставщика получить и дополнительную скидку за объем, что позволит установить более низкую розничную цену. Формировать ассортимент дискаунтера нелегко, так как есть немало категорий, в которых ярко выраженного лидера вообще нет. Это уже задача для виртуозного предпринимателя, способного подобрать минимальный ассортимент, который будет пользоваться стабильным спросом.

Фрешмаркеты – это новый формат торговли для Украины, который уже много лет пользуется популярностью у европейских покупателей. Он объединяет сервис и качественное обслуживание супермаркетов с огромным выбором свежих товаров продуктовых рынков в шаговой доступности. По сути, фрешмаркет – это улучшенная версия супермаркета, где линейка свежих товаров расширена и дополнена, что позволяет удовлетворить взыскательного покупателя.

У нас в Украине есть сеть фрешмаркетов «Брусничка», которая представляет расширенный ассортимент мясных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, свежих овощей и фруктов. Сети свойственная быстрая оборачиваемость товара на полках и небольшие товарные запасы. Выпечка готовится непосредственно в торговом зале, на глазах у покупателей.

Если предприниматель определился с форматом, то сделать собственную уникальную концепцию магазина будет гораздо проще, главное учесть запросы покупателя, проявить изобретательность и приложить немного фантазии.

Например, в магазине формата конвиньенс (магазин у дома) собственная уникальная концепция и уникальный ассортимент – это конкурентное преимущество. Можно выделить какую-то категорию среди важных и основных ассортиментных групп. Это может быть охлажденное мясо, за которым покупатель ездит на рынок, или всегда горячая выпечка. Также отличным вариантом будет производство уникальной кулинарии, например, кухня какой-то определенной страны, за которой будут ездить покупатели со всего города. Но особенность в магазине должна быть постоянной.

В Украине уникальным подходом к концепциям отличается METRO Cash & Carry. Подтверждением этому являются презентованные недавно новые концепты «магазинов в магазине» – «МЕТРО Шафа», METRO MEDIA, «METRO Студио», «METRO Офис». Также помимо покупок можно отдохнуть в кафе Rioba, что создает комфортную атмосферу для клиентов.

Интересной является концепция магазина по продаже спортивной одежды Macron (Россия), где помимо розничных продаж экипируются профессиональные и любительские команды. Кроме широкого ассортимента качественной продукции с итальянским дизайном, в помещении расположен шоу-рум, где менеджер проводит встречи с представителями местных команд и презентует экипировку с оптимальным соотношением цена-качество. Такой уникальный подход позволил сделать доход магазина стабильным благодаря сотрудничеству с местными профессиональными и любительскими, корпоративными и юношескими командами по разным видам спорту.

Уникальные дизайн и концепцию имеет детский магазин Hamleys в России, который задумывался как эмоциональный магазин. Это магазин, в котором, кроме широчайшего ассортимента (15 тыс. наименований, представленных в свободной выкладке), находится еще и парк развлечений (все, что может заинтересовать ребенка: аттракционы и инсталляции, любимые мультипликационные персонажи, игрушечные животные и др.).

А вот, например, в Германии есть необычный магазин по торговле продуктами питания под названием Kochhaus («Поварской дом»). Владельцы смогли поставить себя на место покупателя, который, стоя перед прилавком, видит горы продуктов и думающего: «Господи, что же из всего этого приготовить?».

В супермаркете Kochhaus размещены информационные стенды, на которых представлены предложения на ужин (супы, вторые блюда, салаты и десерты). А возле каждого такого стенда располагаются продукты, которые необходимы для приготовления блюда, а также буклеты с копией рецепта в картинках, которые можно взять с собой. В торговом зале размещено 20 таких рецептов, с которых каждую неделю 3–4 меняет. Таким образом, у покупателя помимо всего появления ещё и интерес к новой концепции продовольственного магазина. Само собой, в магазине присутствуют и стеллажи с приличным выбором вин, различными продуктами и кухонными принадлежностями.

Привлекательность этой концепции в отходе от торговли ингредиентами в пользу торговли идеями готовых продуктов. Формально магазин продает отдельные продукты, но покупатель платит за идею ужина, приготовленного собственными руками из полученных в магазине ингредиентов.

Уникальные концепции сейчас нужны, чтобы привлечь покупателя. Поэтому прогнозы и решения, которые владельцы должны закладывать в концепцию, основываются на изучении поведения покупателей, их реакций. Многие владельцы розничных сетей уже давно перестали вмешиваться в дела менеджмента, некоторые во время планирования и развития бизнеса обращаются за помощью к управляющими компаниями, работающим по западным методикам, а также уделяют особое внимание дизайну, чтобы привлечь покупателя.

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

 

Личности

Блоги