05 січня 2018

Будущее ритейла 2018-2020: госрегулирование ритейла, перспективы развития бизнеса украинского поставщика и ритейлера.

Будущее ритейла 2018-2020: госрегулирование ритейла, перспективы развития бизнеса украинского поставщика и ритейлера.

6529

На 8-й Международной практической конференции " FoodMaster - 2017: лучшие бизнес-идеи года для развития сотрудничества ритейлера и поставщика" - Алексей Дорошенко представил доклад о перспективах развития бизнеса, как украинских поставщиков, так и ритейлеров, а также о прогнозах развития рынка в ближайшие два года.

СПРАВКА: 

Алексей Дорошенко — депутат Киевского областного совета, генеральный директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей, управляющий партнер юридической компании PROXIMA.  

— Когда мы задумываемся о том, что такое государственное регулирование, мы, имея постсоветское представление, думаем, что это когда государство входит в наш рынок и мешает нам производить, мешает нам торговать. На самом деле госрегулирование бывает абсолютно разным. Поэтому я приведу несколько примеров из отечественной практики и несколько примеров из европейской практики, для того, чтобы сравнить, какое бывает регулирование, и понять к чему мы идем.

Первый пример. Допустим, вы производите свою продукцию, вы ее производите качественно, и вдруг узнаете, что кто-то из ваших конкурентов продает такую же продукцию дешевле, и не понимаете, каким образом им это удается. Оказывается, ваши конкуренты используют более дешевые ингредиенты, но, при этом на упаковке этого не указывают, вследствие чего потребитель не может выбрать между качественным товаром и тем товаром, который производит ваш конкурент. Если ситуация повторяется на протяжении полугода-года, вы понимаете, что вам нужно сделать выбор – либо делать то же самое, либо вы теряете свою прибыль. Таким образом, создаются неконкурентные условия для тех, кто работает добросовестно и для тех, кто работает недобросовестно.

Второй пример. Вы произвели продукцию и поставили ее в торговую сеть и предполагаете, что со временем, вы за нее получите деньги. Но в наших условиях, так далеко не всегда происходит, вы должны оценивать для себя риски не только задержки платежа, но и как долго эта задержка может продлиться, и будут ли вам вообще возвращены деньги. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что когда приходит время возврата денег, вы можете их не получить. Проходит какое-то время, и компания вынуждена уйти из рынка. Таким образом, за последние несколько лет, уменьшилось в несколько раз количество производителей и поставщиков. Это второй пример из того, как государственное регулирование не осуществляется в данном секторе.

Третий пример. Проблема которая уже много лет существует на табачном рынке — одна компания, которая фактически занимает 100% рынка. Сейчас наступил момент ее давления, для этого есть как политические мотивы, так и экономические мотивы. Но государство в течение многих лет не замечало проблемы, которая существовала. У нас есть еще немало рынков, где компании имеют 40-50-60% рынка, и государство никак не регулирует эту ситуацию. 

А теперь приведу европейский пример. Когда мы говорим о ценовом регулировании, мы заявляем, что это очень плохо, это постсоветские методы.  Посмотрим, как работает ценовое регулирование во Франции. У них есть орган статистики, который с одной стороны выполняет функцию статистики,  со второй — аналитики того что происходит, а с третьей стороны регулирует и дает рекомендации поставщикам и производителям. Если у кого-то из производителей в каком-то регионе поднялась цена хоть на 1%, соответственно они задают вопрос такому производителю-поставщику, за счет чего это произошло. Они регулируют не цены, а затраты на логистику и прочее. Если они видят, что это проблемы не одного поставщика, а целиком рынка, то дают рекомендации государственным органам о том, что необходимо сделать. А если они видят, что такое действие произошло из-за сговора поставщиков, то в таком случае ставят вопрос перед государственными органами о том, чтобы предпринять какие-то действия, в том числе наложить штраф антимонопольным органом.

Еще один пример государственного регулирования. В Германии, если компания получает платеж из Кипра, она должна быть готовой к разбирательству с финансовой полицией. Сумма денежного перевода может быть абсолютно любой, главное, что она пришла из страны, где уровень налогообложения ниже, чем в Германии. Таким образом, Германия регулирует поступление денег в свою страну.

Следующий пример регулирования. Если вы решили открыть свой интернет-магазин в Европе, вы должны предусмотреть все до мелочей, как вы будете продавать, как будет происходить оплата и прочее. Если вы что-то не предусмотрели, то будьте готовы получать иски от покупателей и жалобы в государственные органы. Это абсолютно нормальный процесс, поскольку в Европе на сегодняшний день развита интернет-торговля, все границы убраны, существуют единые правила интернет-торговли на все страны ЕС. Таким образом, покупатель из Испании может на вас пожаловаться, а из Польши к вам придут исполнительные органы, и вы закроете свой бизнес.

Когда мы говорим о том, каким будет государственное регулирование в Украине, то этот вопрос очень простой, мы для себя все уже решили, когда мы подписали соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, мы приняли на себя обязательство инкрементировать все директивы ЕС. А директивы ЕС – это как раз и есть государственное регулирование, которого у нас нет. У нас нет людей, которые бы достаточно хорошо разбирались в вопросах государственного регулирования, и соответственно очень мало нормативных актов, поэтому мы на сегодняшний день будем всего лишь инкрементировать ту нормативную и законодательную базу, которая уже есть в Европе.

Есть еще один документ, при помощи которого можно осуществлять государственное регулирование, это Кодекс этики в сфере торговли.  Основная причина, почему он не вынесен на рассмотрение — несогласованность между поставщиками и торговыми сетями касательно сроков просрочки поставки продукции.

Теперь о том, что нам стоит ждать в ближайшие несколько лет. Когда в Киеве открылся первый магазин формата Cash & Carry, это было достаточно интересно, была перспектива, как для поставщиков, так и для производителей. Сейчас ситуация такова — перспективы есть, а рынка нет. И в этих условиях нам с вами придется жить еще несколько лет. Потому что когда мы говорим о рынке, необходимо понимать, за счет чего может происходить какой-то рост. Хочется хороших новостей, что произойдет нечто такое, что нам реально поможет нарастить продажи. Но давайте проанализируем, за счет чего мы можем почувствовать какие-то преимущества у нас на внутреннем рынке и первое, это рост ВВП.

Эксперты посчитали, что для того чтобы Украине на сегодняшний день по уровню ВВП догнать Польшу, нам нужно каждый год до 2025 года иметь рост ВВП в 30%. Это нереально. Например, один из крупных игроков-ритейлеров сказал, что пока в Украине не будет роста ВВП минимум в 5% в ближайшие 10 лет, этот рынок ему не интересен. Потому что ВВП это основной инструмент за счет чего растет покупательская способность. За счет чего еще она может расти?

Во-первых, за счет увеличения заработной платы. Когда государство поднимают минимальную зарплату, не многие могу понять экономических последствий этого шага. На сегодняшний день, к сожалению это не драйвер для роста покупательской способности. Никто из операторов рынка не может сказать, что у него выросли продажи или если выросли, то незначительно. Единственное, кто в этой ситуации выигрывает – это государство за счет увеличения отчислений с зарплаты.

Во-вторых, зона свободной торговли, в частности зона свободной торговли с ЕС. Когда мы впервые смотрели цифры, никто не мог понять это выгодно или это не выгодно, по той причине, что у нас есть люди, которые пришли, например, в государственные органы власти возглавлять, и при этом они действительно понимают, к чему мы идем. Но должны быть также люди, которые должны делать расчеты и предоставлять аналитику, но люди, работающие за 3000 гривен, естественно никакой аналитики вам не представят. 

Итоги первого года зоны свободной торговли с ЕС неутешительны. Когда мы подписывали соглашение, мы договаривались о привилегиях перед компаниями из ЕС, и таким образом поставлять туда экспорт больше, чем они к нам импорт. Прошел год – ситуация прямо противоположная. Почему так произошло? Ответ Евросоюза очень прост – вы не умеете торговать. Играя перевернутыми картами, весьма тяжело выиграть.  Есть правила, которые необходимо соблюдать, сертификация, партнеры и т.д. — это путь в несколько лет, соответственно сейчас мы начинаем подходить к тому, с чем мы планировали сразу ринуться в ЕС. Поэтому на сегодняшний день по отношению к ЕС у нас есть очень простая политика – политика малых шагов, когда мы понемножку увеличиваем свои лоты на беспошлинную торговлю.

Есть еще перспективы развития зон свободной торговли с Канадой, Израилем, Турцией, Молдовой, Азербайджаном и прочими.

Какие существуют у нас факторы падения – это, прежде всего низкая покупательская способность, которая, не смотря на то, что и так уже очень низкая, продолжает падать. Деньги, которые на руках у людей есть, допустим, 2000 гривен, как ты их не распределяй, больше денег не появится, если ты больше платишь за коммуналку, то соответственно, ты меньше принесешь в магазин.

Еще один фактор, который мы вообще никогда не учитывали – уменьшение нашего населения из-за эмиграции. У нас в 1991 году было 52 млн. человек населения, сейчас 44 млн. человек.

Следующий фактор — безвизовый режим с Евросоюзом, приграничные области, особенно Львов, покупают продукцию в Польше, потому что сравнивая цены в украинском магазине и в польском, в Польше продукция дешевле, начиная с социальной продукции и заканчивая более дорогими марками. Естественно, это минус нашим торговым сетям.

В то же время, чего мы ожидаем на рынке? Увеличение доли лидеров, лидеры на сегодняшний день уходят в отрыв. И это хорошо потому, что может быть это и кажется абстрактным, но чем будет меньше торговых сетей на рыке, тем более здоровым будет ритейл. Потому что есть компании, которые соблюдают все условия и эти компании развивают рынок. А есть компании-ритейлеры, которые паразитируют на рынке, то есть они, пользуясь возможностью продавать продукцию, задерживают деньги, вкладывают в другой бизнес и в результате не доплачивают.

Крупнейшие игроки пошли на платежеспособные рынки – это запад Украины, трудовая миграция, приводит к тому, что фактически люди, получая деньги из-за рубежа, не имеют возможности их тратить. Кроме того посольства рекомендуют компаниям открывать представительства на западной Украине, они считают, что там менталитет населения более европейский, и в ближайшие годы деньги будут оседать там, соответственно ритейл будет двигаться на запад.

Если говорить о национальных игроках преимущество будет за локальными игроками, небольшими компаниями в отдельных городах, потому что эти компании хорошо себя чувствуют. Им не нужны суперденьги, они зарабатывают хорошо на своем маленьком рынке, и эти компании будут развиваться.

Какие на сегодняшний день есть желания у поставщиков? Они очень простые – отсрочка, меньше бонусов и гарантия расчетов.  

Пожелания покупателей – приемлемая цена, удобное месторасположение торговых сетей, и качественная продукция, потому что 50% продукции на сегодняшний день является контрафактной, на упаковке написано одно, а на самом деле положено другое. И пока у нас не будет полноценного европейского государственного регулирования, проблема не решится сама собой. 

Не пропустите главное событие месяца

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Раздел: Керівнику ЗЕД >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*