Эволюция в логистике: векторы совершенствования цепочки поставок в новом году
Более 150 директоров по логистике торговых и производственных компаний, логистических операторов, поставщиков решений и услуг для логистики 27 ноября встретились на 14 Всеукраинской практической конференции «Эволюция в логистике: векторы совершенствования цепочки поставок в новом году», организованной В2В Медиа-Группой TradeMasterGroup и посвященной Всеукраинскому Дню Логиста.
Традиционно мероприятие нацелено на сокращение затрат на логистику и увеличение эффективности работы компании — точности, скорости и качества. Проанализировав доклады, можно выделить четыре основные тенденции рынка в сфере логистики, обусловленные экономической ситуацией, на которых и было акцентировано внимание спикеров:
- внедрение Lean (безотходной) логистики, цель которой уменьшить стоимость и увеличить уровень обслуживания клиентов путем устранения процессов, не добавляющих ценности продукту;
- передача бизнес-процессов на аутсорсинг с целью снижения логистических затрат предприятия, чтобы они стали контролируемыми и предсказуемыми;
- применение IТ-технологий для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов;
- выход на зарубежные рынки, что особенно актуально по нескольким причинам:
- прекращение сотрудничества с российскими компаниями,
- вступление в силу с 1 января 2016 года Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС,
- низкая цена на украинский товар из-за девальвации национальной валюты, что привлекает европейских ритейлеров.
Lean-технологии в логистике
О том, как сделать логистику безотходной, были доклады Андрея ХАЛИМОНЕНКО, National Distribution Manager, и Владислава КАРПЕЦА, National Warehouse Operations Manager ИП Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед, которые предложили практические примеры разработки оптимизационных моделей в логистике.
Спикеры отмечают, что с 2011 г. в SC они начали применение Lean-принципов. Структура Lean-логистики состоит из 5-ти модулей, в каждом из которых есть подмодули:
- Управление результативностью (в рамках которого объясняются Lean-принципы и Lean-инструменты (5S; Карта процессов; Кайзен; Анализ корневых причин, Poka Yoka; MUDA walk), система постоянных предложений по улучшению процессов, оценка рисков);
- Управление складским хозяйством (минимизация потерь и браков при осуществлении складских и дистрибуционных операций, FIFO, условия хранения; управление паллетами, оптимизация складских зон относительно производственных потоков; количество персонала и его производительность; использование ресурсов);
- Управление дистрибуцией (удовлетворенность клиентов и управление жалобами; оценка процесса оформления заказа; правильное позиционирование потоков продукции во всей системе поставок; уменьшение «прикосновений»; оптимизация маршрутов доставки и использования фур);
- Рассматриваются ключевые элементы, которые используются, когда пора задуматься о передаче работ 3-й стороне; процесс выбора Логистического оператора, критерии выбора, KBI`s;
- Сколько стоит в сравнении с доходом.
Также Lean-технологиям был посвящен доклад Рино ДОМЕНИКО (Sterling Business School), основное направление деятельности которого Lean Six Sigma всех уровней. Эксперт рассказал о принципе «Точно в срок» (философии менеджмента последовательного и принудительного решения задач), согласно которому ресурсы и комплектующие «протягиваются» сквозь всю систему для того, чтобы оказаться там, где в них есть необходимость, и тогда, когда в них есть необходимость.
Аутсорсинг логистических процессов
О возможных рисках и преимуществах перехода на аутсорсинг был доклад Надежды СТРУТИНСКОЙ, ведущего специалиста службы логистики ООО «Истерн Беверидж Трейдинг» — одного из крупнейших производителей и экспортеров алкогольной продукции в Украине (ТМ «Medoff», «Рідна Роса», «На березових бруньках», «Мъерная», «Наша марка», «Коктебель», «Longmixer»).
Несомненно, передача логистических бизнес-процессов имеет много преимуществ, среди которых:
- концентрация на основном направлении работы компании;
- возможность использовать новые технологии;
- непрерывность бизнес-процессов;
- возможность оперативного управления, улучшение операционного контроля;
- квалифицированный персонал.
Но в то же время существуют и риски, такие как рост расходов, снижение управленческой гибкости, опасность концентрации технологических процессов в одном месте, отсутствие четкой законодательной базы аутсорсинга. Но всего этого позволяет избежать правильно и точно подписанный договор—гарант корректной работы логистического аутсорсинга! Кроме того, четко прописанные в договоре финансовые условия и условия работы, регламент, соглашение о гарантированном сервисе, интегрирования WMS-система дают возможность сделать предсказуемой и работу логистики на аутсорсинге, и затраты.
Оксана ДОРОШЕНКО, директора ООО «A.S.A.GROUP», и Евгений АРТЮХОВ, партнер ООО «A.S.A.GROUP», раскрыли особенности аутсорсинга юридических услуг, среди которых наиболее распространённым и востребованным является судебный (проектный) аутсорсинг, ведь за 2015 год 54% споров были связаны с договорными правоотношениями, 34% — это налоговые. Например, А.S.A.GROUP решала хозяйственный спор перевозчика с экспедитором, суть которого заключалась в взыскании с экспедитора стоимости услуг перевозки. В итоге, юристы доказали факт ненадлежащего выполнения перевозчиком своих обязательств и применение правовой лазейки (ст.193 ХКУ, ст.538 ГКУ), позволяющей заказчику услуг отказаться от выполнения своих обязательств. Таким образом, перевозчику было отказано в иске, а клиенту сэкономлено 170000 грн.
Применение IТ-технологий
Ольга ВИСЛАВНЫХ, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI в COMARCHS.A, посвятила участников в особенности электронного документооборота. Так, SUPPLY CHAIN — КОММУНИКАЦИЯ С LSPs — это облачная платформа для работы с поставщиками логистических услуг; простое создание транспортных сообщений с нуля или на основе заказа уведомление об отгрузке; интуитивный веб-интерфейс, позволяющий создавать документы согласно специфическим требованиям того или иного LSP; возможность формировать упаковку на основе логистических единиц LSP; интеграция с Comarch EDI и Comarch EDI MDM для расчета размера и веса пакетов; создание и печать логистической этикетки и подтверждения приемки; одно место для отслеживания транспорта от нескольких LSP.
Максим СЕВОСТЬЯНОВ, директор по развитию бизнеса компании ООО «Совтес» презентовал сервис GPS мониторинга свободного транспорта с моментальным расчетом тарифа на перевозку и времени его подачи под загрузку, что позволяет решить вопрос своевременной доставки груза по сложным направлениям. А главное преимущество, что программа «Sovtes» работает по модели SaaS, поэтому отсутствуют затраты, связанные с установкой, обновлением оборудования и программного обеспечения и программа доступна с помощью любого устройства, подключенного к сети Интернет круглосуточно и без выходных.
А Лариса ЛАРИНА, начальник отдела закупок и планирования ООО «Руукки Украина», ответила на вопрос «Как достигнуть стабильности поставок?», благодаря контролю наличия остатков в реальном времени (on-line) и формированию оптимального товарного запаса.
Импорт/экспорт 2016
Андрей ГОЛУБЧИК (Москва), руководитель транспортной и внешнеторговой практики юридической фирмы Marsh&Wilts, акцентировал внимание на ошибках, которые мы сами допускаем при заключении внешнеторговых контрактов, ведь неграмотная работа с контрактами всех видов со стороны участников ВЭД провоцирует возникновение не менее 75% внешнеторговых рисков. Исходя из опыта, Андрей ГОЛУБЧИК не рекомендует:
- Давать поручение продавцу застраховать товар в вашу пользу при поставке на условиях ExW, FCA, FAS, FOB, CFR, CPT.
- Передавать права собственности на товар без получения оплаты или нейтральных гарантий оплаты (аккредитив, инкассо).
- Покупателю принимать права собственности на товар при поставке на условиях группы D, до прибытия в точку назначения.
Ведущий эксперт по вопросам ВЭД Всеукраинской ассоциации «Объединение предприятий таможенных брокеров и собственников таможенных лицензионных складов» Александр АНДРЕЕВ, рассказал о специфике таможенного регулирования в 2016 году. Необходимо учесть, что существенно уменьшаются таможенные тарифы для более 95% тарифных позиций (ставки таможенных тарифов и график их снижение) и остро стоит вопрос адаптации (приближения) законодательства в сфере нетарифного регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (около 150 регламентов и директив ЕС).
Виктор ЗУЕВ, директор по логистике и закупкам КФ «Ярыч», поделился опытом работы на зарубежных рынках, так как КФ «Ярыч» сотрудничает с «Carrefour Polska», «Ашан» (Польша), а также поставляет продукцию в Испанию, Чехию, США, Венгрию и другие страны.
Виктор проанализировал особенности логистических процессов через 2 модели, проверенные на практике:
- Логистическая инфраструктура дистрибьютора-импортера: экспортер — дистрибьютор-импортер — конечный потребитель (преимуществом является настроенная логистическая инфраструктура и знание рынка и правил работы);
- Основания фирмы — представителя в стране ЕС: экспортер — фирма-представитель — конечный потребитель (преимуществом является оперативное реагирование на вопросы логистического характера и прямая связь с клиентом).
Умная логистика производителя и ритейлера
Юрий РАСТРЕПИН, руководитель отдела продаж и развития, продемонстрировал рецепт умной логистики от компании «Деливери». Поставщики логистических услуг предлагают разные тарифные зоны и способы «оптимизации», но очень тяжело принять в таких условиях решение. Чтобы помочь клиенту с выбором, компания Деливери в основу просчета заложила константу — цену за 1 кг.
Кроме этого, Андрей БАКУЛИН, руководитель отдела складской логистики ООО «Риал Истейт Ф.К.А.У» (розничная сеть Auchan), и Ирина НАСТАЧЕНКО, эксперт по построению и оптимизации процессов складской логистики «BGS Solutions» осветили вопрос инвентаризации.
На качество инвентаризации на складе влияют:
- Эффективные СОП: основных, сопутствующих процессов и процессов инвентаризации;
- Знание и исполнение СОП: склад, клиент, менеджмент, WMS поддержка;
- Поддержка СОП в WMS;
- Поддержка СОП в ERP клиента;
- Обмен данными WMS и ERP.
А на 100% точная инвентаризация является результатом эффективного построения работы склада, в том числе и успешного внедрения этих процессов на уровне WMS.
Евгений НИКУШИН, директор департамента внутренней логистики ООО «Фармпланета», презентовал шаги оптимизации транспортной логистики, которые включают экономию топлива, оплату труда, наемный и арендный транспорт, содержание транспорта.
Особенностям построения логистических процессов для скоропортящихся продуктовбыл посвящен доклад Екатерины МОСКАЛЕНКО, директора Киевского филиала ПАО «Мироновский хлебопродукт», ведь задача холодной логистики — не только соблюдение сроков доставки, но и сохранность продукции на складе и в пути. Достигнуть главной цели позволяет контроль качества продукции на разных этапах цепочки, начиная от производства и заканчивая торговой площадкой. Так, предприятия МХП стандартизированы по НАССР, и в них внедрена эффективная система контроля, позволяющая точно определить птицефабрику-производителя каждой партии курятины или другой продукции, производящейся на предприятиях компании. На складе контролируются температура поставляемой и отгружаемой продукции, сроки поставляемой продукции, соблюдение условий хранения и совершается отгрузка только в подготовленный автомобиль (охлажденный и чистый). Также осуществляется регулярная проверка торговых точек на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, утвержденных в компании.
О специфике сотрудничества между участниками логистической цепочки рассказал Сергей КАЛМЫКОВ, начальник отдела по планированию автотранспорта «Транс Логистик». Он назвал ключевые показатели логистики ритейлера, которые должен учитывать поставщик для увеличения эффективности сотрудничества, а именно:
- иметь желание и намерение быть партнером;
- реально оценивать свои возможности и ресурсы для работы с крупной торговой сетью;
- понимать проблемы, которые могут возникнуть у ритейлера в случаях нарушений условий договора со стороны поставщика, и всячески стараться их предотвращать;
- не забывать, что ритейлер продает конечному потребителю товар поставщика, а значит и от Вас зависит, будет достигнута или нет конечная цель — удовлетворенный покупатель;
- предлагать новые идеи и решения, которые могут улучшить и упростить взаимодействие.
Евгения КРИВОНОС, директор по развитию «Небесна Криниця ЛТД», предложила экономические критерии оценки подразделений логистики и департамента логистики в целом. Использование системы KPI на разных этапах и имеет много выгод:
- Во-первых, каждый работник видит свое влияние на цель компании,
- Во-вторых, повышается эффективность деятельности компании,
- В-третьих, управление через KPI,
- В-четвертых, существует прозрачная система сравнения сотрудников.
А Ярослав СТЕПЧЕНКОВ, экспертный Партнёр по системному построению бизнес-процессов TradeMasterGroup, продолжил тему оценки, раскрыв роль внутреннего логистического аудита.
Завершающим этапом были 2 бизнес-игры:
Бюджетирование в логистике на основе Activity based costing (ABC), где команды по ключевым вопросам прорабатывали склад, транспорт, закупки и распределительную логистику.
Фасилитационная сессия, в рамках которой 5 групп предложили более 200 ответов на такие вопросы:
- Как повысить производительность и одновременно оптимизировать затраты на зарплату складского персонала?
- Каким способом можно сократить складские площади?
- Как можно снизить себестоимость перевозок?
- Какие нестандартные KPI в управлении транспортными операциями поспособствуют эффективности?
Объединение разных форм работы в рамках конференции дало возможность разносторонне подходи к решению актуальных вопросов, ведь цель мероприятия — не только обмен опытом, но и совместное нахождение новых методов и инструментов повышения эффективности, что отметили многие участники:
Анна Мериленко (САВСЕРВИС СТОЛИЦА): «Проведение подобных конференций дает толчок к принятию новых решений, формированию новому взгляду на стандартные вопросы».
Игорь Самусь (Smart Logistics): «Конференция позволяет всегда иметь доступ к информации, которая помогает зарабатывать. Всегда интересный обмен, не все можно получить с других источников информации».
В2В Медиа-Группа TradeMasterGroup выражает благодарность всем партнерам, которые приняли участие в подготовке и проведении конференции: IT-партнеру веб-приложению Sovtes, эксперту по автоматизации складской и транспортной логистики Би Джи Эс Солюшнс, транспортному партнеру Prime — первой транспортной компании, официальному партнеру по интеграции современных ИС Comarch, юридическому партнеру А.S.А. GROUP, эксклюзивному партнеру по перевозкам Деливери, партнеру «3-PL Оператор» Диана Люкс Логистик, логистическому партнеру Mainfreight.
ТЕКСТ: Татьяна Алексенко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Статті >
Теги: Логистика, Всеукраинский День Логиста, снижение затрат, проведение инвентаризации, векторы совершенствования цепочки поставок, международные перевозки, складские запасы
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар