23 апреля 2017

Алексей Дорошенко: «Украинский ритейл вернулся в середину 90-х годов — перспективы есть, а рынка нет»

Алексей Дорошенко: «Украинский ритейл вернулся в середину 90-х годов — перспективы есть, а рынка нет»

141

На 8-й Ежегодной Международной бизнес-встрече FoodMaster&PrivateLabel-2017: «Лучшие бизнес-идеи года для развития сотрудничества ритейлера и поставщика» директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей ДОРОШЕНКО представил доклад «Карта местности Food розницы Украины-2017. Будущее ритейла 2018-2020». В рамках мероприятия Алексей поделился с TradeMasterUA своим мнением о ситуации в отечественном ритейле, а также о путях его развития в ближайшем будущем.


Справка

Алексей ДОРОШЕНКО - депутат Киевского областного совета, генеральный директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей. Управляющий Партнер Юридической компании PROXIMA. Работал главой комитета по вопросам промышленности, природных монополий и непроизводственной сферы Общественного Совета при Антимонопольном Комитете. Принимает участие в анализе законопроектов и является автором нескольких законопроектов и Постановлений ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ.


TradeMasterUA:Вы впервые у нас на мероприятии. Что убедило Вас в целесообразности участия в конференции?

Алексей ДОРОШЕНКО: — Откровенно говоря, я редко выступаю на различных мероприятиях.Но когда познакомился с программой и другими материалами FoodMaster&PrivateLabel-2017, то понял, что это очень хорошая платформа, где можно познакомиться с интересными людьми из нашей отрасли, откровенно обсудить с ними важные вопросы. Такие, как государственное регулирование и взаимоотношения  между поставщиками и розницей. В частности, мы бы хотели вернуться к вопросу о принятии «Кодекса этики», который был разработан в Торгово-промышленной палате, но не возвращен ей Антимонопольным кабинетом Украины. Надеюсь, что данная конференция будет способствовать тому, что мы вернемся к Кодексу и постараться согласовать его хотя бы в нынешнем, самом компромиссном варианте. Потому что отрасли нужен документ, способствующий урегулированию взаимоотношений между поставщиками и ритейлерами.  

Также читайте:  КОДЕКС ЭТИКИ» ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ И СЕТЯМИ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ В ФЕВРАЛЕ

 — Как сейчас, на Ваш взгляд, складываются отношения между ритейлом и поставщиками?

— В этом вопросе лучше, пожалуй, руководствоваться принципом древних «О мертвых либо хорошо, либо ничего».

— Высказывание относится к ритейлерам или поставщикам?

— К рынку в целом. Поэтому будем считать, что у игроков на рынке все хорошо (улыбается).

— На Всеукраинском Дне Логиста, который проходил в ноябре, было заявлено о наметившемся росте в отрасли. Примерно то же утверждали и участники Distribution Master…

— В ритейле практически каждая торговая сеть также утверждает, что у нее «все хорошо» и не наблюдается никаких проблем. Но почему-то никто не приводит данные о своих продажах или о среднем чеке, хотя раньше это делали с удовольствием: в докризисные годы сети даже пытались соревновались между собой с помощью такой информации. Сейчас, по моему мнению, все подобные заявления делаются с попыткой завуалировать проблемы, которые есть у розницы. Для характеристики текущей ситуации можно вспомнить фразу российских ритейлеров: «Мы думали, что достигли дна, но оказалось, что дно бывает «двойным». Мы тоже опустились на «дно», и никак не можем от него оттолкнуться. При этом существуют разные прогнозы относительно того, сколько будет длиться «подъем». Когда я услышал высказывания Михаила Саакашвили о том, что при нынешних темпах мы только к 2024-2025 годам достигнем предвоенного уровня, то посчитал их преувеличением. Но после того, как познакомился с расчетами других людей, начал допускать, что, возможно, политик был прав.  

Также читайте: ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ: ТОРГОВЫЕ СЕТИ ПОДНЯЛИ НАЦЕНКУ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

— От чего зависит улучшение в ритейле – от уровня жизни, повышения покупательской способности, умения государства регулировать рынок?

— Считаю, что руководствоваться нужно данными об уровне ВВП. На сегодняшний день чиновники говорят о его росте – но только в гривнах. Этакая «эквилибристика со статистикой». Государство предоставляет разные данные за различные периоды, и когда мы пытаемся сравнивать их между собой, то цифры не сходятся. Поэтому очень трудно понять, какой сейчас рост, и есть ли он вообще. А этот показатель влияет на минимальную заработную плату и, естественно, покупательскую способность. Она, если даже исходя из официальной статистики, продолжает падать.

— Повышение минимальной заработной платы не привело к росту покупательской способности?

— Когда у человека в кошельке три тысячи гривен, и приходит огромный счет за коммунальные услуги, то ему приходится  выбирать между покупками в магазине и оплатой «коммуналки». И выбор очень часто делается не в пользу магазина. Я как депутат и как глава Ассоциации поставщиков торговых сетей пытался с разных сторон посмотреть на повышение минимальной заработной платы, и понял, что его результатом стали выравнивание заработных плат в бюджетном секторе и перераспределение средств на рынке. Но никак не повышение покупательской способности граждан. Более того: в результате увеличения минимальной зарплаты будет уменьшено количество получателей субсидий. Соответственно, эти люди вряд ли понесут больше денег в магазины.

— Следовательно, пока не будет роста ВВП в долларах, то никаких улучшений в торговле ждать не стоит?

— К сожалению, это так. А рост ВВП возможен только в случае наличия «драйверов», которые «подстегнут» рост экономики. Ввиду невозможности продажи земли иностранцам таким драйвером могут быть только инвестиции из-за рубежа. Но они не пойдут в страну с высоким уровнем коррупции. Кроме того, с инвестициями тоже не все так гладко: я общался с губернатором Киевской области, и он озадачен отсутствием вложений в столичный регион. Когда мы опросили представителей иностранных посольств, оказалось, что они рекомендуют своему бизнесу инвестировать исключительно в предприятия в Западной Украине. Поэтому рост иностранных инвестиций пока что вероятен только в этой части страны.

Также читайте: Мегамаркет ориентирован на клиентов с уровнем достатка выше среднего, но не все гипермаркеты находятся в хороших местах

— Исходя из Ваших слов можно сделать вывод о том, что украинскому ритейлу в целом пока не стоит ждать наплыва инвестиций и такого роста, как в «нулевые» годы?

— Мы сейчас находимся, условно говоря, «в середине 90-х». Я в то время начал работать в компании Unilever и видел, как зарождалась организованная розница. Тогда это были компании «Гарантия», которая позже стала «Фуршетом» и «Днепрянка», на месте которой появились магазины «Фора». Сейчас, 20 лет спустя, мы вернулись к тому, с чего начинали: перспективы есть, а рынка нет.

— Попрошу Вас заняться неблагодарным занятием и дать свой прогноз относительно того, когда может улучшиться ситуация…

— Если человек, который будет стоять у руля – страны, правительства или ведущего экономического ведомства — сможет совершить экономический прорыв, то он наверняка будет причислен у нас к лику святых (смеется). Потому что ему необходимо совершить те же трудные шаги, которые были сделаны в первые полтора года после Революции достоинства. Тогда мы действительно занимались экономикой и установили прозрачные правила игры на рынке. Мне как юристу приходилось в то время сопровождать компании из государственного сектора, и я мог убедиться, что в течение первых полутора лет госсектор был «вычищен». К сожалению, после этого на нем появились другие люди, которые начали создавать свои схемы. Поэтому первые полтора года вылились «в плюс» для страны, следующие полтора года - «в глубокий минус». Похоже, мы снова скатываемся в ту пропасть, из которой выкарабкивались в 2013 году. Исходя из того, что я вижу в Верховной Раде и Кабинете министров, ситуацию может изменить только новая «перезагрузка» (в виде отставок, формирования новой коалиции и т.д.), направленная на искоренение коррупции. Только тогда можно будет ждать увеличения инвестиций, роста экономики и среднего чека в магазине.

ТЕКСТ: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги