09 грудня 2017

Анализ рынка логистических услуг Украины. Тренды, сложности и возможности

Анализ рынка логистических услуг Украины. Тренды, сложности и возможности

12643

Первым спикером конференции "Всеукраинский День Логиста-17: актуальные проблемы цепочки поставок и пути их решения. Свежие идеи и методы", которая успешно состоялась в конце ноября, стала Виктория Апалькова, Управляющий партнер Консалтинговой компании Бизнес Формат (BFC). В своем докладе она  сделала анализ логистического рынка, существующих и намечающихся на нем тенденций, предложила прогноз дальнейшего развития логистической отрасли Украины.


Справка

Виктория Апалькова — Управляющий партнер Консалтинговой компании Бизнес Формат (BFC), бизнес-партнер информационного агентства «РБК-Украина». Главный эксперт в подготовке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, проведении маркетинговых исследований  рынков товаров и услуг, разработке схем финансирования проектов строительства, финансовом анализе, контроле бухгалтерского и налогового учета на предприятии. В последние годы ее главной профессиональной задачей была разработка эффективной стратегии расширения сферы услуг компании.


Логистика как отрасль, считает Виктория, имеет огромный потенциал и перспективы: к 2024 году объем мирового логистического рынка составит 236 миллиардов долларов. При этом к логистике эксперт относит все виды деятельности в цепочке поставок: транспорт, обслуживание клиентов, управление запасами, поток информации и обработка заказов, складирование, обработку материалов, упаковку, техническое обслуживание.

"По прогнозам, к 2024 году мировой рынок логистических услуг будет ежегодно расти с CAGR 7,5% в денежном выражении и 6% в количественном", - говорит она.


Справка

CAGR (Compound Annnual Growth Rate) — термин, который означает среднегодовой темп роста с учетом сложного процента. То есть, если говорится, что CAGR выручки компании будет в течение 3-х лет равен 30%, это означает, что каждый год выручка будет расти +30% по сравнению с предыдущим годом.


Тот факт, что рост будет более активным в денежном выражении, свидетельствует о том, что стоимость логистических услуг будет увеличиваться.

Основным драйвером качественного развития мирового логистического рынка являются инвестиции в технологические инновации. Речь идет об автоматизированном погрузочно-разгрузочном оборудовании, прицепах, GPS, программном обеспечение для управления складом, различных технологиях, которые помогают компаниям более эффективно управлять бизнесом логистических услуг. Например, в 2014 году Deutsche Post DHL подписала соглашение с Escher Group, которое помогло DHL модернизировать свою сеть, инициировав более легкую доставку и сборку в Германии.

Ключевыми игроками на мировом рынке логистических услуг являются в основном американские компании.

Какое же место занимает Украина в этом глобальном рынке логистических услуг? Если применить расчетный метод и соотнести объем перевозок в количественном выражении в Украине с мировыми показателям, то можно сделать вывод, что доля нашей страны на мировом логистическом рынке не превышает одного процента.

Источник: рассчитано BFC на основании данных Госкомстата и  Transparency Market Research: Logistics Market (By Transport Infrastructures - Road Transport, Waterways Transport, Rail Transport and Air Transport By Logistics Model - First Party Logistics, Second Party Logistics, Third Party Logistics and Others Logistics) - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends and Forecast, 2016 – 2024

Рынок логистики Украины включает нескольких направлений грузоперевозок: железнодорожные, водные, автомобильные, авиационные. Несмотря на то, что большая часть грузов пока еще отправляется по железной дороге, количество таких перевозок постоянно уменьшается. В то же время доля автотранспорта растет.

К примеру, рост автоперевозок в 2016 составил + 13,3%, а в 2017: +4% в количественном выражении (прирост 71% по отношению к 2015 году). Объемы перевозок грузов по воздуху пока что незначительны, водный транспорт в стране практически не развит.

Если остановиться более подробно на автоперевозках, то здесь присутствует очень много компаний, и уровень конкуренции очень высокий. Одним из лидеров является ООО "ЕВРОПА-ТРАНС ЛТД" (в 2016 году прирост его оборота составил более 300%). Также увеличили свои показатели и другие компании.

Выросли в стране и объемы перевозок грузов по воздуху, хотя в целом на авиацию пришлось менее 0,5% от всех отправлений. Из них 75% оборота в денежном выражении – это грузы, перевезенные Авиалиниями Антонова. "Удельный вес" остальных компаний значительно меньше, однако динамика их прироста в 2016 была более интенсивной, чем у Авиалиний Антонова. На втором месте по объемам перевозок - компания "Урга", на третьем – "Кавок эйр".

В то же время нужно отметить, что авиаперевозки больше ориентированы на внешний рынок. К примеру, в 2015 году через аэропорт "Борисполь" в Украину было ввезено 16,2 тыс. тонн различных грузов и 3,18 тыс. тонн почты: по сравнению с 2014-м входящий грузопоток уменьшился на 8%, а объем доставленной в страну почты вырос на ничтожные 0,06%. А вот экспортное направление немного оживилось: объем отправленных грузов вырос на 7,4%, достигнув 8 тыс. тонн (против 7,45 тыс. тонн в 2014 году), а объем исходящей почты увеличился на 6,9%, достигнув 1,84 тыс. тонн (против 1,72 тыс. тонн в 2014-м).

Водный транспорт в Украине практически не развит, но если будет принят законопроект «О развитии внутреннего транспорта», то появятся шансы для его быстрого развития. Благодаря указанному законопроекту будут установлены единые правила в сфере международных перевозок морским и речным транспортом, что приблизит законодательство Украины к действующим нормативно-правовым актам ЕС по системе ротационного фрахтования, ценообразования и заключения договоров в сфере международных и национальных перевозок по внутренним водным путям.

Еще одно перспективное направление развития логистического рынка - почтовая логистика.

Рынок почтовой логистики показывает динамичный рост в гривневом эквиваленте +39% в 2015 г. и + 22% в 2016 г. Однако частично такие показатели достигнуты по причине высокого уровня инфляции в 2015 году, а в долларовом выражении цифры куда скромнее.

Говоря о главных игроках на рынке почтовой логистики, следует отметить, что впервые на смену лидеру прежних лет -  "Укрпоште" – пришла "Новая пошта". Она показала наибольший прирост в +115% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. "Укрпошта" увеличила оборот на +15%, также положительную динамику демонстрировали и другие игроки рынка.

Еще одним важным фактором для повышения спроса на логистические услуги стало развитие e-commerce.

Если посмотреть на топ-10 стран с самыми высокими темпами развития розничной онлайн-торговли, то можно отметить, что в их число входит и Украина с объемом продаж 5,6 млрд долларов.

Топ-10 стран по объемам розничной онлайн-торговли в 2016 году

Проникновение e-commerce в мире и в Украине увеличилось в 5 раз.

Среди самых популярных товаров у украинского потребителя - мобильные аксессуары, зарядные устройства, телефоны/смартфоны, бытовая техника, билеты, ноутбуки и ПК, товары для дома и сада, обувь, инструменты и автотовары, товары для бизнеса и товары для здоровья. Все это малогабаритные грузы.

Основными тенденциями на рынке логистики в целом является активное развитие сегмента грузов до 30 кг и сегмента сборных грузов; сокращение полнофрахтованных перевозок, увеличение среди потребителей доли производителей мебели, товаров легкой промышленности, автозапчастей. Также можно отметить стремление некоторых компаний расширить свою деятельность на другие рынки – путем организации собственной страховой компании, выхода на рынок международных покупок и т.д. Кроме того, к числу тенденций нужно отнести уже упомянутые снижение объема перевозок по железной дороге и рост перевозок автотранспортом.

Факторами, которые оказывают влияние на работу логистических компаний и на себестоимость их услуг, являются плохое состояние дорог (и, следовательно, высокая стоимость амортизации транспорта), длительные сроки оплаты услуг, высокий уровень конкуренции, неудовлетворительная платежеспособность заказчиков транспорта, постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы и запасные части, повышение страховых тарифов.

В свою очередь, драйверами роста рынка являются развитие e-commerce и миграция населения (внутренняя, международная) – ее уровень значительно поднялся, что привело к тому, что сегмент почтовых отправлений увеличился.

В целом же прогноз развития рынка, по мнению Виктории Апальковой, положительный.

Основывается он на балансе спроса и предложения: существует высокая востребованность логистических услуг в сегменте e-commerce; растет количество таких потребителей, как интернет-магазины, производители легкой и перерабатывающей промышленности. Кроме того, увеличивается доля компаний, нуждающихся в аутсорсинге транспортных и логистических услуг.

Наиболее перспективными являются авто- и авиаперевозки (международный тренд), также смогут вернуться к росту железнодорожные перевозки – в случае стабилизации и развития промышленного производства в стране. В свою очередь, водный транспорт значительно увеличит потенциал для развития в случае принятия новых правил игры (законопроект, развитие инфраструктуры, др.).

Лучшими направлениями для инвестиций в логистику эксперт считает вложения в укрепление конкурентных преимуществ и новые технологии; в расширение ассортимента предоставляемых услуг (складирование, распределительные центры); в повышение концентрации доли компании на рынке, в том числе за счет слияния и поглощений (наиболее вероятным такой вариант можно считать в сегменте почтовой логистики).

По завершению доклада Виктория Апалькова ответила на вопросы участников Конференции.

Вопрос: — В чем причина падения объемов перевозок по железной дороге?

Виктория Апалькова: — Здесь можно выделить три причины. Первая: повышение железнодорожных тарифов. Вторая: основными клиентами железнодорожников являются промышленные предприятия, которые больше всех были подвержены кризису. И показанный рост в прошлом году на уровне 3,6% - это маловато для того, чтобы полностью восстановиться. Третья причина – общая экономическая ситуация в стране заставляет компании в значительной мере экономить. И в этой ситуации автотранспорт является более экономным решением. К тому же выход автотранспорта на ключевые позиции – это мировой тренд, не только украинский. Так происходит и в Азии, и в Америке.

Вопрос: — Как себя чувствует подвижной состав? Возможно, снижение железнодорожных перевозок происходит по той причине, что у нас уже нет вагонов?

В ответе на этот вопрос на помощь спикеру пришел специалист-практик Павел Ивлев, генеральный директор и соучредитель Группы компаний «Неолит»: — Самая главная проблема на ж/д – это отсутствие конкуренции у государственной монополии, что приводит к совершенно неэффективной ее работе. По поводу подвижного состава: таких плохих вагонов, как в Украине, нет ни в одной стране мира. Говорю вам как специалист-практик: для того, чтобы отправить какой-то чувствительный к влаге и сырости груз в крытом вагоне, к нему заранее выезжает бригада и заливает пеной все щели для того, чтобы потом на груз не попадала вода. Такого нет даже ни в одной из стран СНГ – мы пока еще находимся в "каменном веке".

От редакции

Напомним, что сам Павел Ивлев сделал на конференции доклад о том, какой должна быть логистика: его выступление основывалось на информации, полученной в ходе визита в Соединенные Штаты Америки по программе обмена опытом межу логистическими компаниями США и Украины.

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Пишите нам!

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*