07 квітня 2017

Антикризисное решение: расцвет минимаркетов

Антикризисное решение: расцвет минимаркетов

2938

Пережив мировой кризис, многие считали, что крупных финансовых катастроф уже не предвидится. Тогда, в относительно сытый 2012-ый год эксперты утверждали, что рентабельность мелких магазинов более невозможна.  Развитие сегментов супер- и гипермаркетов подтверждало это мнение.  Но все изменилось буквально за год.  Страна вышла в фактическое банкротство. Теперь минимаркеты приобрели принципиально другое значение. Как же обстоят дела в сегменте продаж по минимуму?

Максимум от минимума

Популярность минимаркетов продолжает расти. Как сообщалось нами ранее, в 2016-ом году в Украине произошёл настоящий ритейл-бум. В сравнении с показателями последних 6-ти лет, на протяжении 2016-го года в Украине открылось самое большое количество точек ритейла.  Всего за 9 месяцев минувшего года сети розничной торговли пополнились на 324 магазина. Примечательно, что 62% таковых представляют небольшие магазины, площадью не более 500 м2. Почему же востребованность минимаркетов столь быстро растет?

Собственно говоря, популярность маленьких магазинов увеличивается не только в   Украине, но также заграницей. Такая тенденция наблюдается даже в США, которых обычно тянет к гигантизму. С одной стороны, на это повлияла шаговая доступность, с другой – мода на здоровый рацион. В маленьких магазинах представлено сравнительно небольшое количество единиц товара. Поэтому, завоз свежей продукции может совершаться чаще, благодаря чему на обеденных столах потребителей появляются более полезные яства.

Но не только это повлияло на рост популяции мелких магазинчиков. В Украине всемирный тренд усилился местными проблемами. В более благополучные для экономики годы покупатели предпочитали отовариваться примерно 1 раз в неделю, скупая большое количество продуктов за 1-ну вылазку. Теперь, по причине финансовых трудностей, покупатель более склонен планировать свои покупки и приобретать только то, что действительно нужно. В сложившихся условиях целесообразно совершать покупки по надобности. Ради быстрого шоппинга покупателям не удобно посещать крупные торговые точки. Им требуется магазин в шаговой доступности, где можно купить товары первой необходимости.

На этой почве значительно возросла рентабельность минимаркетов, придомных магазинов и магазинов «одного продукта». Если ранее доля крупных торговых точек стабильно росла, то теперь она постепенно сокращается за счет повышения числа мелких магазинов.

 Ярким примером служат лидеры продаж – магазины сетей «АТБ-маркет» и «Fozzy Group». В их структуре находится большое количество минимаркетов, а общий годовой оборот компаний колеблется около 50 млрд грн.

Выгодные минимаркеты: как это сделать?

Для потребителей привлекательность маленьких магазинов обусловлена не только доступностью. Еще одним весомым аргументом служит цена. Ранее крупные магазины представляли продукцию по более низким ценам, чем небольшие магазинчики и торговые точки на рынках.  Теперь ситуация зеркально изменилась. Хорошими дискаунтерами стали не только минимаркеты, но также магазины «одного продукта». Магазины такого формата пополняют ассортимент продукцией собственных торговых марок. К примеру, большая половину торгового ряда «АТБ-маркета» состоит из продукции СТМ. Их стоимость ниже на 30%, чем цена товаров других производителей. Впрочем, на цену влияют не только тонкости производственных отношений, но также политика компании.

Например, магазины «одного продукта» имеют небольшой ассортимент, который необходимо часто пополнять. Пустующие полки станут слишком заметными и негативно отразятся на спросе. Поэтому, владельцы таких точек исправно рассчитываются с поставщиками. Те в свою очередь готовы предоставить хорошую скидку. Таким образом, товар на прилавке продаётся по более низкой цене. Еще одну привилегию предоставляют мелкие фермеры. Зачастую, такие частные производители изготавливают качественную продукцию, стоимость которой ниже, чем у крупных производств. Благодаря более простому и надежному формату взаимоотношений, частные фермеры предпочитают сотрудничать с небольшими магазинами. Таким образом, в среднем, у магазинов-дискаунтеров цена может быть ниже не менее, чем на 15%.

Разумеется, владельцы торговой точки могли бы злоупотреблять, и получив скидку, или снизив себестоимость, продавать товар по рыночной цене. Но в действительности это не выгодно. По словам экспертов, прибыль от дисконтных продаж выше не менее, чем на 1,5%, в соотношении с прибылями от товаров, проданных с высокой добавочной стоимостью. На такую динамику также влияет конкуренция.

С одной стороны, потребитель нуждается в насыщенном сегменте мелких магазинов. С другой стороны – большое количество таких торговых точек сократит число покупателей. Получить конкурентные преимущества помогают уникальные товары, здоровая продукция и низкие цены. Обеспечить третье – гораздо проще.

Правда, не стоит также забывать о формате самого магазина.

Создавая маленький магазин, стоит учитывать, что средний чек покупателя будет насчитывать около 200 грн. Чтобы торговая точка была рентабельной, поток ее клиентов должен составлять не менее 100 человек. Поэтому, такие магазины нужно создать либо в больших многоквартирных домах, либо в местах, где сосредоточен большой поток людей, например, возле транспортной остановки.

Специалисты считают, что целесообразно начинать с небольших магазинов, площадью меньше, чем 150 м2. 2/3 части помещения должны занимать товары.  Оставшуюся 1/3 оборудуйте под склад.  Стоит сделать такой магазин круглосуточным. При этих условиях рекомендуется нанять персонал из 8-ми человек. Он включает в себя специалистов на две смены. Команда должна состоять из 4-х кассиров, 2-х продавцов-менеджеров и 2-х охранников.  Запуск такого проекта потребует от 10 тыс. долларов.  При тщательно продуманном и щепетильно спланированном подходе можно отбить затраты уже через 2 месяца. Такой магазинчик может приносить в среднем 500 тыс. грн. за месяц. Чтобы спланированный успех стал реальностью, необходимо компактно вместить максимальное количество товарных позиций.  Оптимальным вариантом является сетка из 500 видов продукции.

При этом, также важно учитывать соотношение формата магазина с местом его расположения.

Спальные районы нынче остро нуждаются в минимаркетах, продающих продукты питания и бытовые товары первой необходимости. В европейских странах минимальным показателем считается расположение 1-го придомного магазина на 5 многоэтажных домов. Даже в Киеве такие показатели отстают от европейского минимума.

Хорошую практику продемонстрировал российский опыт. В местах, где сосредоточены бизнес-офисы, ритейлеры стали размещать магазинчики «одного продукта», в которых покупатель может приобрести продукцию из свежих фруктов и овощей. Посетителям предлагаются соки и салаты-фрэши.  Таким образом, потребитель мог получить более полезную продукцию по более низкой цене. Этот тип торгового сервиса отлично подходит для деловых районов, поскольку там находится множество потенциальных клиентов, которые хотят совершить полезную и недорогую покупку во время обеденного перерыва. В условиях экономического спада отнюдь не все работники могут отобедать в ресторане, точно также не все хотят брать еду из дому. Поэтому, такие магазины стали отличной альтернативой. Совершенно неудивительно, что они получили спрос. В Украине этот сегмент практически пуст. К примеру, в деловой части города представлено большое количество ресторанов и закусочных, а также кофемобилей. Салатные магазинчики придутся весьма кстати. В теплое время года будут пользоваться большим спросом холодные салаты, а глубокой осенью и зимой покупатели отдадут предпочтение горячим овощным блюдам.

Поскольку направление маленьких магазинов взошло на вторую волну своего развития, существует еще много нереализованных идей, способных обеспечить хорошие прибыли.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая 

Раздел: Інновації у рітейлі >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*