Обзор украинского рынка водки в 2017 – 2018 гг. (январь-октябрь)
До распространения в обиходе слова «водка» принятыми названиями были: «хлебное вино», «горячее вино», «куреное вино», «зелено-вино» и др. Но и после того как слово «водка» стало появляться в официальных документах, водка именовалась в торговых ведомостях и государственных актах в зависимости от крепости как «горячее, простое, столовое вино».
Еще в XVIII веке под водкой прежде всего понималась водка, которой приданы дополнительные вкус, аромат (запах) или цвет с помощью трав, ягод или фруктов. В то же время, бесцветную и «чистую» водку еще и в XIX веке продолжали именовать вином.
Современное понимание термина «водка», как разведенного в воде очищенного этанола, закрепилось в XIX веке. Исходя из этого, определением «водки» стало следующим:
Водка – это крепкий алкогольный напиток, который не имеет цвета, и получают его в результате смешивания спирта и воды. Допускается добавление вкусо-ароматических добавок в незначительных количествах. Как правило, водка имеет крепость – 40%.
Стандартно, в состав водки должно входить только два ингредиента, это вода и спирт, поэтому качество водки, прежде всего, определяется качеством этих двух ингредиентов.
В рамках аудита сетевой розницы, который регулярно проводит компания «MRC Brand», были проанализированы вторичные продажи товарной категории алкогольных напитков – «водка». Аудит был осуществлен в более чем 2600 магазинах 20 национальных украинских розничных сетей.
Ниже рассмотрим детальные данные по категории «водка».
Динамика объемов продаж по категории «водка» за 2017-2018 (янв-окт.) в денежном и натуральном выражении:
В денежном выражении, наблюдается стабильный рост по данной категории, чего нельзя сказать о динамике в натуральном выражении – объемы продаж практически остались на прежнем уровне, а в октябре 2018 г. даже упали по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 114 тыс. литров, обусловлено это в первую очередь повышением индикативных цен на алкогольную продукцию.
Ниже рассмотрим данные по видам водочной продукции.
Доли объемов продаж по видам «водочной продукции» за 2017-2018 (янв-окт.)
Наибольшая доля, как в натуральном, так и денежном выражении, приходится на водку без добавок и доля ее составляет 92-93%. Хотелось бы отметить достаточно ощутимый рост категории водка «с добавками»: на 53,6% в денежном выражении. На наш взгляд это обусловлено несколькими причинами:
- Тенденция изменения вкусовых предпочтений конечного потребителя;
- Попытка «тестирования» производителями и вывод на рынок водочной продукции с «пониженным градусом», в первую очередь для снижения ее себестоимости.
Ниже рассмотрим уровень средней цены на категорию «водка».
Динамика средней цены по категории «водка» за 2017-2018(янв-окт.).
Средняя цена за 1 литр водки в анализируемый период выросла на 13,5%.
Распределение продаж «водки» по объему тары за 2017-2018(янв-окт.) в натуральном выражении
Наиболее востребованный объем по категории «водка» - 0,5 л, доля в общем объеме продаж ее составляет 47,2%.
Распределение доли продаж «водки» по торговым сетям за 2017-2018(янв-окт.) в натуральном выражении
Ключевым игроком среди анализируемых 20 крупнейших национальных торговых сетей по категории «Водка» безоговорочно является торговая сеть «АТБ-маркет», которая в 2018 г. только упрочила свои позиции.
На два крупнейших Ритейла Украины АТБ-маркет и Fozzy-Group (Сильпо, Фора, Fozzy, Траш) приходится 67% продаж всей водочной продукции в стране.
Рейтинг продаж продукции по категории «водка» по торговым маркам ТОП 10 за 2017-2018 (янв-окт.) в натуральном и денежном выражении
Из полученных данных можно выделить ТОП 10 торговых марок: ТМ «Хортица», ТМ «Nemiroff», ТМ «Хлебный Дар», ТМ «Козацька Рада», ТМ «Мороша», ТМ «Первак», ТМ «Воздух», ТМ «Medoff», ТМ «Green Day» и ТМ «Перша Гильдия».
Совокупная доля данных лидеров в 2018 году составляет 77% и 80,5% в денежном и натуральном выражении соответственно.
Из особенностей распределения долей торговых марок в 2017/2018 году, хотелось бы отметить значительный прирост ТМ «Хортица» на 3,8%, а так же прирост ТМ «Козацька Рада» и ТМ «Перша Гильдия» (на 1,36% и 0,13% соответственно).
Ниже представим данные по производителям:
Динамика долей ТОП 5 производителей по категории "водка" за 2017-2018 (янв.-окт.) гг. в денежном и натуральном выражении:
Динамика долей ТОП 5 производителей по категории "водка" за 2017-2018 (янв.-окт.) гг., л.
В 2017 году ТОП 5 производителей совокупно занимали 82,16% рынка в литрах, в 2018 году этот показатель составил 80,93%. Постоянно растущая минимальная розничная цена не позволяет возможно новым производителям выходить на рынок с новыми торговыми марками. В связи с этим представленные ТОП 5 производителей сохраняют свои позиции на рынке с достаточно высокой совокупной долей как в натуральном, так и денежном выражении.
Выводы
- В алкогольной продукции категория «водка» занимает второе место, ее доля в категории составляет 31%. За анализируемый период 2018 год рост по категории составил 13% в денежном выражении и 0,35% в натуральном, т.е. практически на уровне прошлого года, а в октябре 2018 г. даже упали по сравнению с аналогичным периодом 2017г. на 114 тыс. литров, обусловлено это в первую очередь повышением индикативных цен на алкогольную продукцию.
- Более значительный рост в денежном выражении обусловлен постоянным ростом минимальной розничной цены, а также повышением акциза.
- Наибольшая доля, как в натуральном, так и денежном выражении, приходится на водку «без добавок» и доля ее составляет 92-93%. Хотелось бы отметить достаточно ощутимый рост категории водка «с добавками»: на 53,6% в денежном выражении. На наш взгляд это обусловлено несколькими причинами:
- Тенденция изменения вкусовых предпочтений конечного потребителя;
- Попытка «тестирования» производителями и вывод на рынок водочной продукции с «пониженным градусом», в первую очередь для снижения ее себестоимости.
- Средняя цена за 1 литр водки в анализируемый период выросла на 13,5%.
- Наболее восстребованный объем по категории «водка» - 0,5л, доля в общем объеме продаж ее составляет 47,2%.
- Ключевым игроком среди анализируемых 20 крупнейших национальных торговых сетей по категории «Водка» безоговорочно является сеть «АТБ-маркет». На два крупнейших Ритейла Украины АТБ-маркет и Fozzy-Group (Сильпо, Фора, Fozzy, Траш) приходится 67% продаж всей водочной продукции в стране.
- Из полученных данных можно выделить ТОП 10 торговых марок: ТМ «Хортица», ТМ «Nemiroff», ТМ «Хлебный Дар», ТМ «Козацька Рада», ТМ «Мороша», ТМ «Первак», ТМ «Воздух», ТМ «Medoff», ТМ «Green Day» и ТМ «Перша Гильдия». Совокупная доля данных лидеров в 2018 году составляет 77% и 80,5% в денежном и натуральном выражении соответственно. Из особенностей распределения долей торговых марок в 2017/2018 году, хотелось бы отметить значительный прирост ТМ «Хортица» на 3,8%, а так же прирост ТМ «Козацька Рада» и ТМ «Перша Гильдия» (на 1,36% и 0,13% соответственно).
- Постоянно растущая минимальная розничная цена не позволяет возможно новым производителям выходить на рынок с новыми торговыми марками. В связи с этим представленные ТОП 5 производителей (Bayadera Group, Global Spirits, Nemiroff, Алеф, EBT) сохраняют свои позиции на рынке с достаточно высокой совокупной долей как в натуральном (около 81%), так и денежном выражении (около 78%).
Справка ТМ:
Исследовательская компания «MRCBrand» представлена на рынке с 2010 года. Основным направлением деятельности организации является розничный аудит - анализ вторичных продаж в национальных сетях Украины. Основная цель компании – обеспечение своих клиентов оперативной и достоверной информацией для принятия выверенных стратегических и тактических решений.
Читайте также: Обзор украинского рынка соков и сокосодержащих напитков в 2017 – 2018 гг. (январь-октябрь)
По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua
Раздел: Інновації у рітейлі >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар