08 червня 2010
Обзор рынка розничных сетей по версии журнала "Топ-100. Лидеры бизнеса Украины"
Тогда же, в конец 90-х, были заключены первые сделки на внутреннем рынке: ритейлеры скупали бывшие советские гастрономы. Весь последующий период, вплоть до 2008 года, торговцы немыслимыми темпами наращивали количество точек, стараясь охватить как можно больше регионов.
В 2007 году на уже более сформированном розничном рынке произошла первая крупная сделка – поглощение на сетевом уровне: Fozzy Group купила литовскую сеть "Буми-маркет".
Интерес к украинскому ритейлу стали проявлять зарубежные игроки. Первыми зашли австрийская Billa и немецкая Metro C&C. Среди российских компаний первопроходцами были "Вестер", "Патерсон", "МД Ритейл". Спустя пару-тройку лет некоторые бизнес-структуры просто ушли с рынка, закрыв все магазины. Так, в 2007-м громко заявили о себе литовцы "О’Кей", но спустя два года с огромным скандалом они ушли.
Основательно обосновались в Украине французы, открыв первый гипермаркет Auchan в 2008 году. Территория бывшего завода "Укркабель" на Петровке в Киеве, где открылся первый Auchan, принадлежала Игорю Баленко (главе набсовета "Фуршета").
Ближе к концу десятилетия – 2005-2008 годы – на рынок активно вышли региональные ритейлеры. Компания СКМ, которая принадлежит Ринату Ахметову, создала фирму "Украинский ритейл" и в 2007 году открыла магазины "Брусниця". Такой шаг самой крупной компании в Украине добавил еще большего оптимизма отечественным торговцам.
Десятилетие от кризиса до кризиса можно смело назвать эрой масштабной, иногда необоснованной и непродуманной, экспансии всех без исключения операторов. Только тем из них, кто действительно имел мощную финансовую подпитку, удавалось построить твердый бизнес.
Это показал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов. За скоростью закрытия сетей и сделками по продажам и поглощениям трудно было уследить. Не у дел остались региональные сети "Большая ложка", "Тристан", "Ален", "Оливье". Их успешно поглотили финансово более мощные сети. В целом, за последние три года с украинского рынка ушло около 15 продовольственных розничных брендов.
В то же время компании, стоявшие у истоков рынка, в кризисный год только утвердили свои позиции. Крупнейшая по количеству магазинов корпорация "АТБ" ("АТБ-маркет") за 2009 год открыла 83 новых магазина (всего 372 магазина в 114 городах Украины). Fozzy Group расширилась на 16 магазинов – до 298. "Фуршет" насчитывает 99 магазинов в 2009 году против 102 в 2008 году.
Кризис показал, что самыми большими ошибками ритейлеров были активное использование кредитных денег и недостаточный анализ при открытии новых точек, которые впоследствии оказались нерентабельными. После оптимизации своих стратегий в 2009 году компании вышли на новый этап развития.
Фактически единственным камнем преткновения торговцев могут стать чиновники, которые постоянно вынашивают планы борьбы с ростом цен. Как только происходит скачок цен на какой-то товар, власть имущие кивают в сторону зашкаливающих наценок ритейла и делают привычный точечный удар: опустить цену, проверить наценку, оштрафовать.
Согласно Госкомстату, розничный товарооборот (включая ресторанные сети) в Украине на конец 2009 года составил 229,9 млрд грн, что на 20,6% ниже уровня 2008 года и равно объемам торговли в 2007-м. Но торговцы не огорчаются: рынок далек от насыщения, есть куда развиваться, а это означает, что объемы товарооборота уже в 2010 году вырастут.
При этом роль, которую формирующийся рынок ритейла играет для страны, огромна, поскольку это одна из самых больших статей формирования госбюджета, которая обеспечивает беспрерывный денежный поток. В отрасли занято более 4 млн людей.
Требования потребителя к решениям строительной отрасли возросли, на сегодняшний день покупатель формирует рынок, ассортимент и качество предоставления услуг.
На состояние рынка ритейла в строительном сегменте кардинально повлияло появление такого оператора строительных гипермаркетов, как "Эпицентр", который занимет основную долю рынка строительного ритейла. Среди крупнейших сетей можно выделить "Новую линию", "Олди", "ДомоТОП" ("НПП Ерго"), "Мастер", "Ганза", "Будмакс", "Будівельні Рішення", "Анжио" и др. О качастве услуг, формировнии рынка и конкуренци рассказывает Галина Герега, учредитель, финансовый директор компании "Эпицентр К": "Будучи самой крупной национальной сетью строительно-хозяйственных гипермаркетов в Украине, мы не можем не влиять на формирование рынка строительного ритейла. Хотя для себя мы основной целью ставим не конкуренцию с кем-либо, а удовлетворение потребностей наших потребителей и осуществление наших стратегий, которые максимально отвечают требованием среды, вне зависимости от того, какие шаги и действия предпринимают другие игроки, так как в своей работе мы ориентируемся в первую очередь на нашего покупателя".
По какому сценарию рынок строительного ритейла будет развиваться в ближайшие несколько лет. Эксперт Галина Герега говорит следующее: "Компания "Эпицентр К" и в дальнейшем будет сохранять интенсивные темпы своего развития. В 2010 году мы планируем открыть еще три гипермаркета и расширить существующие. Что касается рынка строительного ритейла в целом, то он однозначно будет развиваться и далее, будут заходить новые иностранные операторы и торговля с каждым годом будет переходить во все более цивилизованное русло централизованной торговли формата DIY".
Торговцы сумели сломать менталитет рядового украинца, приучив отовариваться в магазинах, а не на рынках. Согласно последним исследованиям GFK Ukraine, доля украинцев, осуществляющих покупки в гипермаркетах, супермаркетах и небольших магазинах самообслуживания, в 2009 году составила 73%, что на 5% больше показателя за 2008 год.
Главным успехом этого десятилетия, о чем говорят и сами бизнесмены, является доминирование отечественных ритейлеров над иностранными. Сейчас в Украине работают лишь 5 иностранных операторов, и только Metro и Auchan имеют внушительную долю рынка.
Источник: ukranews.com
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Раздел: Товари та ринки > Все новости
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар