25 травня 2009

Как кондитерский холдинг "Рошен" минимизирует последствия экономического кризиса

Как кондитерский холдинг "Рошен" минимизирует последствия экономического кризиса

2789

Персонал на выход «Рошен» владеет производственными мощностями на территории трех государств — Украины, Литвы и России. В компании отмечают, что проблемы, с которыми сталкиваются производители конфет в этих странах из-за кризиса, схожие — невозврат долгов за продукцию, поставленную торговым сетям, и снижение покупательной способности. Однако восприятие кризиса, по мнению представителей кондитерского холдинга, в этих странах различается. Больше всего подвержены «кризисной» панике бизнес и государственный сектор Украины, меньше всего ощущается экономическая нестабильность в Литве.  Первые антикризисные меры «Рошен» предпринял в сентябре прошлого года, вскоре после банкротства американского банка Lehman Brothers. Кондитеры перевели все свои заемные средства из доллара в гривню. Сделать это было несложно, ведь у компании открыто несколько мультивалютных кредитных линий. Фактически был взят кредит в гривне, приобретены доллары на эту сумму и погашены обязательства в иностранной валюте. Полностью рассчиталась займу в национальной валюте компания в январе этого года. В период кризиса корпорация старается минимизировать объем заемных средств и развивается за счет собственного капитала. Если не хватает оборотных средств — привлекаются краткосрочные кредиты. На данный момент у компании есть обязательства по обслуживанию кредита Сбербанка России на полмиллиона рублей и 12 миллионов долларов, привлеченных в Украине. Оптимизация персонала в компании проводится постоянно. С осени прошлого года компания сократила порядка 3% своих сотрудников. Сокращения прошли как в головном офисе, так и на производствах. Сокращения в центральном аппарате произошли впервые. Уволен был в основном обслуживающий персонал, а также неэффективные менеджеры по продажам. От повышений заработных плат из-за кризиса в компании не отказались. В мае зарплаты работников двух украинских фабрик выросли на 10%, у остальных сотрудников концерна в Украине доходы выросли на 20%.   Продвижение и сбыт Как и другие производители продуктов питания, «Рошен» сталкивается с несвоевременной оплатой за поставленную  продукцию. В структуре сбыта компании отечественный ритейл (торговые сети) занимает порядка 25%. Менять структуру реализации на внутреннем рынке, к примеру, в пользу линейной розницы (отдельных магазинов, рынков), компания не намерена. Из-за кризиса мелкие предприятия будут вынуждены сокращать свое присутствие на полках в магазинах. «Рошен» намерен занять их место.  Под собственными торговыми марками супермаркетов «Рошен» продукцию не выпускает. В компании считают, что в стратегическом плане это для производителя невыгодно. Что касается маркетингового продвижения продукции, то «Рошен» делает упор на телерекламу. В этой сфере кризис даже сыграл на руку производителю сладостей. После длительных переговоров с телеканалами присутствие компании на ТВ увеличилось, при том что рекламный бюджет в компании в этом году скромнее, чем в 2008-м.   «Киевские» торты: спрос стабилен В I квартале компания «Рошен» реализовала сладостей на общую сумму в 153 миллиона долларов. Это на 18% меньше, чем за тот же период годом раньше. Однако в гривнях выручка выросла на 40%.  Резкий рост курса доллара в конце прошлого года стал причиной удорожания кондитерской продукции, ведь многие составляющие импортируются. Наиболее существенно выросли в цене торты, которые производятся на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса. По данным «Рошена», отпускные цены на килограммовый «Киевский» торт поднялись с 40,8 гривни в сентябре прошлого года до 49,8 гривни в мае текущего, на полукилограммовые — с 21 до 25,7 гривни. Кроме курсовой разницы, немаловажным фактором ценообразования стало резкое подорожание качественного сливочного масла — вдвое по сравнению с прошлым годом. Причиной роста цен на масло стал его дефицит на внутреннем рынке. Как уточняет коммерческий директор молочной компании «Галичина» Иван Саломатин, если в декабре килограмм сливочного масла стоил 19 гривен, то уже в начале февраля — 32-33 гривни. «Ситуацию немного сгладил Госрезерв, который в марте вышел на рынок с маслом по 26-27 гривен за килограмм», — отмечает он. Среди других импортных составляющих, которые подорожали из-за роста доллара, — все какао-продукты, отдельные наполнители, к примеру орехи, и упаковка. Например, этикетку корпорация закупает на трех заводах — в Турции, Германии и Украине. Из-за кризиса полностью переходить на отечественный упаковочный материал в компании не намерены, ведь в этом случае кондитеры будут зависеть от ценовой политики одного предприятия. Не отказываются от импортной упаковки и остальные кондитеры, хотя и активизировали работу по поиску отечественных материалов. К примеру, Nestle отказалась от импорта такого элемента упаковки, как колпачок-дозатор, и покупает его в Украине. В свою очередь покупатель адекватно реагирует на рост цен. Так, подорожание тортов «Рошена» привело к 10%-ному снижению их потребления в I квартале этого года. При этом единственная позиция, спрос на которую не уменьшился, — это все тот же «Киевский» торт. Поэтому объемы производства этого продукта остались на прошлогоднем уровне. «Рошен» активно развивает экспортный сбыт. Ежемесячно на экспорт компания отправляет продукции на 20 миллионов долларов. Крупнейшие потребители продукции — страны бывшего Советского Союза: Россия, Беларусь и Казахстан. Примечательно, что компания продолжает экспортировать карамель в Беларусь, даже несмотря на введение этой страной 20%-ной ввозной пошлины для продукции из Украины. На это изменение импортной политики Беларусью компания могла бы отреагировать сменой поставщика — поставлять на белорусский рынок карамель, произведенную не на украинской фабрике, а на российской. Однако себестоимость производства этой продукции в России на сегодняшний день выше, поэтому компании пока выгоднее поставлять в Беларусь карамель украинского производства.   Автор: Татьяна Недоризанюк Источник: http://delo.ua

Раздел: Статті >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*